Детский и принудительный труд является проблемой многих стран, в том числе и развитых. Поэтому вопросы предупреждения и предотвращения этого социально неприемлемого в нашей республике явления, решались и решаются на государственном уровне.
Как известно, эффективное противодействие тому или иному правонарушению осуществимо лишь в том случае, если известно, что оно собой представляет, т.е. определено его понятие. В национальном законодательстве Узбекистана понятие принудительный труд четко определено в соответствующих кодексах и законах, среди которых, статья 491 Кодекса об административной ответственности - «Нарушение требований о недопустимости использования труда несовершеннолетних», Статья 51 этого же кодекса - «Административное принуждение к труду», Статья 7 Трудового кодекса - «Запрещение принудительного труда» и Статья 135 Уголовного кодекса – «Торговля людьми», где предусмотрено уголовное наказание, в том числе за трудовую эксплуатацию, а также ряд других нормативно-правовых актов.
Так, в 26 марта 2012 года было принято Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по реализации в 2012-2013гг. ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде» №29 и Конвенции МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» №182.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты населения (ныне Министерство труда) и Министерства здравоохранения, зарегистрированным в Министерстве юстиции 21 января 2010 года за № 2071 утверждено «Положение о требованиях по недопущению использования труда несовершеннолетних». Пунктом 3 данного Положения строго установлено что, «Работодатель обязан обеспечить в трудовых правоотношениях равноправие несовершеннолетних с другими работниками, выполнение условий труда и гарантий для несовершеннолетних, установленных законодательством».
В рамках мероприятий по данному направлению, а также в целях пресечения нарушений по привлечению детей к сбору хлопка Правительством 17 июля 
2015 года утвержден «План мероприятий по обеспечению фермерскими хозяйствами свободного найма хлопкоробов и недопущению случаев использования труда несовершеннолетних и принудительного труда при сборе урожая хлопка-сырца 2015 года». В документах предусмотрены комплексные меры по недопущению привлечения на сбор хлопка учащихся школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, не достигших 18-летнего возраста, а также работников учреждений здравоохранения и образования.
В виде дополнительного контроля Премьер-министром Республики Узбекистан 3 октября 2015 года поручено руководителям местных органов власти:
установить персональную ответственность руководителей всех уровней за недопущение использования детского и принудительного труда;
обеспечить жесткий системный контроль за надлежащим применением трудового законодательства, обращая особое внимание на учреждения здравоохранения, народного и среднего специального профессионального образования;
в случае поступления через «телефоны доверия» и другие источники информации о фактах нарушений, обеспечить незамедлительное разбирательство и наказание виновных должностных лиц. 
По итогам проведенной работы и в целях продолжения последовательной реализации комплексных мер, направленных на обеспечение достойных условий труда в сельскохозяйственном секторе, принято специальное Распоряжение Кабинета Министров №909-ф от 16 ноября 2015 года о «Программе действий по вопросам совершенствования условий труда, занятости и социальной защиты работников в сельском хозяйстве на 2016-2018 гг.», в соответствии которым в настоящее время совместно с социальными партнерами и экспертами МОТ и ВБ ведется активная и плодотворная работа. 
С целью демонстрации открытости Узбекистана к конструктивному диалогу с мировым сообществом, в рамках Страновой программы по достойному труду и кредитных соглашений между Узбекистаном и Всемирным Банком, экспертами МОТ был проведен международный Мониторинг третьей стороны по использованию детского и принудительного труда при сборе урожая хлопка 2015 года. Согласно отчёту от 18 ноября 2015 года, сделанной самой авторитетной организацией в мире в области труда МОТ, по итогам проведенного мониторинга в Узбекистане отсутствует практика использования детского труда при сборе хлорка. При этом данный отчёт также указывает на отсутствие фактов использования принудительного труда в стране.
Как отметили международные эксперты "благодаря принятым мерам по предупреждению рисков возникновения детского и принудительного труда, в ходе всего сезона сбора хлопка педагогический и медицинский персонал не привлекались к сбору хлопка. Школы, колледжи, медицинские учреждения, торговые точки, аптеки и другие социальные объекты функционировали в нормальном режиме".
Подытожить короткий обзор усилий, прилагаемых к решению столь важного вопроса хотелось бы заявлением генерального директора МОТ Гая Райдера, озвученным в ходе встречи с делегацией Узбекистана на 105-сессии МОТ в Женеве: «Страна продемонстрировала международному сообществу свою открытость, высокую приверженность к выполнению принятых обязательств в рамках ратифицированных Конвенций МОТ. Работа республики в данном направлении может служить достойным примером для других стран, в особенности, для государств Центральной Азии».