Правительство утвердило порядок эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.

Постановлением Кабинета Министров от 31 августа утверждено Положение о порядке эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Узбекистана, сообщает Norma.uz.

C 1 января 2015 года в Узбекистане был введен полный запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотных летательных аппаратов (код ТН ВЭД 8802 20 000 0). С мая 2016 года правительство предусмотрело возможность допускать импорт, продажу и полеты беспилотников своими отдельными решениями.

Новый документ проводит разницу между игрушками, авиамоделями и беспилотными летательными аппаратами.
Игрушечной моделью воздушного судна признается используемый для удовлетворения личных потребностей граждан летательный аппарат весом не более 250 г, не подпадающий под код ТН ВЭД 8802 20 000 0, без функции автономного управления полетом и навигации, не оборудованный фото- и видеоаппаратурой. Получение разрешения на использование воздушного пространства игрушечными моделями не требуется. Полеты игрушечных моделей могут выполняться на высоте до 50 м и не ближе 150 м от полос воздушных подходов аэродромов, на безопасном расстоянии от людей и при постоянном сохранении визуального контакта с летательным аппаратом.

Игрушку не надо путать с авиамоделью — летательным аппаратом весом свыше 250 г, без функции автономного управления полетом и навигации, не оборудованным фото- и видеоаппаратурой, предназначенным для проведения учебных, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, а также развития технического творчества. Полеты авиамоделей выполняются только в специальных зонах полетов воздушных судов в соответствии с законодательством.

Все, что не подпадает под определение игрушечной модели воздушного судна или авиамодели, является беспилотным летательным аппаратом со всеми вытекающими последствиями.
Для получения допуска к эксплуатации беспилотников нужно вначале получить разрешение на использование радиоэлектронных средств, которыми они оснащены.

Допуск к эксплуатации осуществляется Государственной инспекцией по надзору за безопасностью полетов (Госавианадзор). Заявитель представляет в инспекцию следующие документы: заявление, копию документа на право собственности или иного вещного права, копию паспорта завода-изготовителя или эквивалентный документ (сертификат качества, сертификат соответствия), копию документа (руководства, инструкции, технического описания) завода-изготовителя по эксплуатации, руководство по производству полетов заявителя.

При этом сам аппарат должен соответствовать следующим требованиям: быть промышленного изготовления, иметь паспорт завода-изготовителя или эквивалентный документ, иметь максимальную взлетную массу не более 25 кг.

Срок рассмотрения заявления с документами — не более 10 рабочих дней (никаких сборов не взимается). Заявителю может быть отказано в выдаче заключения в случае представления требуемых документов не в полном объеме, наличия в представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также в случае обоснованного отрицательного заключения по итогам проверки технического состояния беспилотника.

По результатам рассмотрения оформляется заключение о допуске к эксплуатации беспилотника, сведения вносятся в реестр заключений, а самому аппарату присваивается регистрационный опознавательный знак, состоящий из пяти арабских цифр, который наносится заявителем на корпус беспилотника.
Полеты беспилотников иностранных государств в воздушном пространстве Узбекистана допускаются только по решению Кабинета Министров.

Текст: «Газета.uz»