09:30 / 01.11.2016
2304

Парламентская делегация Узбекистана посетила Францию

Как сообщалось ранее, делегация парламента во главе с председателем Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан А. Саидовым находится с визитом в Европейском Союзе.
28 октября текущего года данная делегация посетила Францию, где провела ряд двусторонних встреч с депутатами французского парламента, представителями официальных учреждений, общественно-политических, деловых и научно-академических кругов, институтов гражданского общества. Насыщенная программа парламентариев завершилась «круглым столом» на тему «Президентские выборы в Узбекистане: избирательная кампания 2016 года», организованным при поддержке Посольства Республики Узбекистан в г. Париже.
В мероприятии приняли участие члены Сената и Национальной Ассамблеи, сотрудники МИД Франции, ведущие ученые и эксперты Института перспектив и безопасности в Европе, Французского института международных отношений, Университета Сорбонны, Национального центра научных исследований, Аналитического центра по вопросам внешней политики, Ассоциации «Авиценна-Франция», а также представители СМИ.
Участники «круглого стола» подробно ознакомились с ходом подготовки к предстоящим 4 декабря 2016 г. досрочным президентским выборам в Узбекистане и правовыми гарантиями соответствия избирательного процесса международным стандартам. Отмечено, что президентская кампания в Узбекистане привлекает огромное внимание и интерес как в региональном масштабе, так и во всем мире. Своих наблюдателей в Узбекистан направляют Исполком СНГ, ШОС, ОИС, ВАИО и ряд государств. При этом обращено внимание на тот факт, что БДИПЧ ОБСЕ впервые приняло решение о направлении в Узбекистан полноценной миссии по наблюдению за президентскими выборами, с учетом их открытого и гласного проведения в соответствии с общепризнанными избирательными стандартами.
Со своей стороны, французские эксперты особо подчеркнули, что международное сообщество пристально следит за ходом социально-экономических и общественно-политических преобразований в Узбекистане, особенно за подготовкой предстоящих президентских выборов, отечественная практика проведения которых наглядно демонстрирует приверженность Узбекистана курсу развития демократии, обеспечения принципов свободного волеизъявления граждан. Кроме того, они высоко оценили устойчивость системы государственного управления, развитость демократических институтов и процессов, а также внешнеполитические шаги республики в решении актуальных проблем регионального и мирового масштаба.
В частности, президент Института перспектив и безопасности в Европе Эммануэль Дюпюи подчеркнул, что выборы президента Узбекистана находятся в центре внимания мирового сообщества, для которого это событие имеет большое значение, учитывая роль и место Узбекистана в регионе и мире. Узбекистан расположен в сердце Центральной Азии, по ее территории проходят важные маршруты между Европой и Азией, здесь зародились традиции толерантности, мира и согласия между различными народами и религиями.
Ташкент проводит независимый и сбалансированный внешнеполитический курс, не участвуя в военно-политических блоках и оставляя за собой право выходить из структур, в случае их превращения в блоки. Наряду с этим, Узбекистан играет важную роль в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма, которые сегодня представляют огромную проблему для соседних с республикой стран и большинства государств мира. Ведущие иностранные компании, инвестиционные фонды и международные финансовые институты, заинтересованные высокими темпами экономического роста страны и внутриполитической стабильностью, стремятся работать с Узбекистаном.
Все это объясняет заинтересованность стран-партнеров Узбекистана в успешном проведении президентских выборов 4 декабря с.г. Эти выборы станут подлинным волеизъявлением узбекского народа, а также придадут дополнительный импульс развитию внешнеполитических связей республики, 
в т.ч. взаимовыгодного и дружественного сотрудничества с Францией».
Президент Ассоциации «Авиценна-Франция» доктор Марк Боннель отметил, что президентские выборы 2016 г. - свидетельство приверженности Ташкента политике устойчивого развития, укрепления стабильности и безопасности». По словам ученого, за 25 лет независимости Узбекистан прошел большой путь демократического развития в очень сложном регионе, в непростой период истории. При этом руководство Узбекистана всегда прилагало большие усилия для сохранения мира и стабильности в стране.
Первый Президент Узбекистана И. Каримов проводил дальновидную политику в этом направлении, в частности, в вопросах упреждения радикализации. Эта проблема является очень актуальной и для Франции. Нам следует быть благодарными Узбекистану за тот пример, который он показывает в противодействии экстремистской угрозе, и изучать его опыт решения этой проблемы.
Заместитель директора Института градостроительства и развития университета Сорбонна Париж IV Жан-Антуан Дюпра проанализировал правовые аспекты проведения президентских выборов в Узбекистане и рассмотрел исторические аналогии в практике избрания президента во Франции. Так, по его словам, заметно определенное сходство между особенностями нынешних выборов в Узбекистане и ситуацией во Франции, где благодаря голлистской политике удавалось обеспечивать институциональную стабильность государства даже в самые тяжелые времена.
В этой связи, он отметил следующие основные аспекты:
Первое. Выборы организуются в полном соответствии с Конституцией 
и законом «О выборах Президента Республики Узбекистан». При этом Жан-Антуан Дюпра подчеркнул, что Конституция Узбекистана – результат глубокого политического мышления узбекского лидера И. Каримова – позволила обеспечить успешное и стабильное строительство независимого демократического государства, во многом похожего на Францию.
В Узбекистане, как и в любом демократическом обществе, ориентированном на строительство правового государства, роль Конституции признана главенствующей. В этом отношении Основной закон Узбекистана имеет много общего с Конституцией Пятой республики, принятой 4 октября 1958 г.
Второе. Конституционная система Узбекистана продемонстрировала эффективное и стабильное функционирование даже в таких сложных обстоятельствах, как уход из жизни Первого Президента И. Каримова. В истории Пятой Французской республики, существующей с 1958 г., также был аналогичный случай, связанный со скоропостижной кончиной президента Жоржа Помпиду в 1974 г., после которой в результате досрочных выборов к руководству страной пришел Жискар д’Эстен.
Как констатировал в данном контексте французский эксперт, во Франции Конституция определяет, что если пост президента республики по какой-либо причине окажется вакантным, то эти обязанности временно возлагаются на председателя Сената или, если у него возникнут препятствия к их исполнению, на правительство. По его мнению, Узбекистан последовал этим путем, когда председатель Сената Узбекистана Н. Юлдашев обратился на совместном заседании палат Олий Мажлиса с просьбой не возлагать на него исполнение обязанностей президента и предложил возложить их на Премьер-министра Ш. Мирзиёев. Это решение было принято и утверждено парламентом Узбекистана 8 сентября с.г.
Третье. Электоральные процессы в Узбекистане отличаются высоким уровнем организации. При этом он особо подчеркнул, что предыдущие парламентские (2014 г.) и президентские (2015 г.) выборы в Узбекистане состоялись в полном соответствии с демократическими принципами и при справедливой конкуренции четырех главных партий страны. Их результаты были признаны в стране и мире как честные и прозрачные, каждый кандидат признал итоги голосования. Уверен, что и президентские выборы 2016 г. станут ярким примером реализации принципов народовластия и демократии.
Почетный вице-президент Ассоциации «Авиценна-Франция» Жан-Клод Ришар отметил, что во Франции с большим интересом восприняты Указы Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан», а также широкий отклик получила инициатива исполняющего обязанности Президента Ш.Мирзиёева об объявлении амнистии. Как отметил эксперт, данные шаги свидетельствуют о нацеленности руководства республики на дальнейшую либерализацию общественно-политической и экономической жизни страны, обеспечение защиты прав человека.
По мнению французского эксперта, после избрания нового Президента Узбекистана двум странам, помимо расширения отношений в политической, экономической и культурно-образовательной сферах, следует также углубить сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом, поскольку Узбекистан, обладающий влиянием в мусульманском мире и придерживающийся толерантного исламского вероучения, является ключевым государством Центральной Азии, в т.ч. в вопросах обеспечения безопасности. Укрепление партнерства наших стран в вопросах противодействия общим угрозам терроризма и религиозного экстремизма будет способствовать улучшению отношений Франции с исламским миром в целом.
Главный редактор французского электронного аналитического издания «Tachkent-Paris» Сильви д’Изарн отметила, что созданная в Узбекистане устойчивая политическая система и предпринимаемые меры по развитию и реформированию экономики способствуют успешной организации президентских выборов. Поэтому что развитие Узбекистана отличается динамичным экономическим ростом, который базируется на принципах либерализации экономики, усиления частного сектора, а также сопровождается усилением гражданского общества и повышением благосостояния народа».
По словам Сильви д’Изарн, один из примеров успешного процесса либерализации экономики Узбекистана - реформы в банковской системе страны, которые получают положительную оценку со стороны международных рейтинговых агентств «Moody’s», «Standard & Poor’s» и «Fitch». Успешное проведение президентских выборов в Узбекистане создаст основу для дальнейшей реализации курса на углубление демократических реформ и преобразований в экономической, финансовой и социальной сферах.
В ходе своего выступления эксперт Института перспектив и безопасности в Европе Квентин Делару указал на то, что своевременное назначение внеочередных президентских выборов показало устойчивость демократии в Узбекистане. Важно, что это происходит в строгом соответствии с законодательными актами, регулирующими прозрачность избирательного процесса и соблюдение избирательных прав граждан. В ходе предвыборной кампании кандидаты в президенты, представляющие основные политические силы страны, получили равные возможности по использованию медиа-ресурсов и продвижению собственных программ и позиций.
По словам эксперта, итоги президентских выборов в Узбекистане повлияют на ситуацию в Центральной Азии, поскольку соседние страны стремятся к улучшению отношений и развитию сотрудничества 
с Узбекистаном, чтобы совместно решать проблемы региона – бороться с международным терроризмом, экстремизмом и другими транснациональными угрозами, урегулировать вопросы делимитации и демаркации границ и др.
В этой связи Квентин Делару отметил, что французские эксперты весьма позитивно восприняли шаги Ташкента по активизации взаимоотношений с соседями по региону, что в итоге придаст новый импульс региональному сотрудничеству, приведет к консолидации усилий, направленных на обеспечение мира и стабильности, развитие диалога в Центральной Азии.
 

Top