18:20 / 05.11.2016
3051

Слово — свободное, ответственное и достоверное

Одним из важнейших прав человека является право на свободу убеждений, свободное их выражение. Информация, доступ к ней, возможность ее анализа и оперативного использования, распространения — основная ценность и условие развития человека в современном обществе. Об этом беседа с директором Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана Абдулазизом Абдуллаевым.

— Гарантия права на свободу выражения убеждений, охраняемого законом, является неотъемлемой составляющей правового демократического государства. Она обеспечивает плюрализм и широту взглядов, полноправное участие граждан в демократическом процессе.

В Узбекистане созданы все условия для обеспечения реальной свободы слова, плюрализма мнений, открытого выражения людьми своих убеждений. Свидетельством этого является динамичное развитие и свободное функционирование 1 472 СМИ, из которых 60 процентов — негосударственные. Только за последние три года вновь созданы и начали вещание на всю страну такие государственные каналы, как «Madaniyat va Marifat», «Dunyo Boylab», «Navo», «Oilaviy», «Diyor», «Bolajon», «Mahalla», «UzHD», негосударственные — «Milliy TV», «Uzreport TV» и «MY5». Они представляют всю палитру мнений и убеждений, в них — собственный взгляд и отношение к самым важным событиям в стране.

— Что выступает гарантом свободы деятельности СМИ в нашей стране?

— Это в первую очередь развитая законодательная база. Так, в Конституции Республики Узбекистан закреплено право каждого на свободу мысли, слова и убеждений, искать, получать и распространять любую информацию. В развитие данных норм принято более 20 законов — «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об авторском праве и смежных правах», «О телекоммуникациях», «О почтовой связи», «О радиочастотном спектре», «Об информатизации» «О рекламе» и другие.

Важно, что наличие специальных законов, регулирующих деятельность СМИ, создает целостную систему правовых актов, обеспечивает правовую определенность в отношениях в сфере и способствует реальной реализации свободы СМИ. В данном случае мы последовали примеру таких стран, как Австрия, ФРГ, Швеция, в конституциях которых уделяется особое внимание свободе СМИ, имеются специальные законы о печати. Однако в некоторых странах отсутствие целостности законодательства значительно усложняет деятельность СМИ.

Немаловажное значение для свободы информационной сферы имеют государственные субсидии, социальные заказы и гранты, а также деятельность негосударственных институтов поддержки и развития СМИ. Это Фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств, Национальная ассоциация электронных СМИ, Творческий союз журналистов и другие организации. В частности, за последние 7 лет на развитие сферы из Государственного бюджета было выделено более 16 миллиардов сумов. При этом в 2015 году объем грантовых средств, направленных на поддержку социально значимых проектов СМИ, увеличился более чем 1,6 раза.

Кроме того, для СМИ предоставлены широкие налоговые и таможенные льготы и преференции. Это позволяет им ежегодно направлять миллионы и миллиарды сумов на дальнейшее укрепление экономической самостоятельности и независимости СМИ, повышение их конкурентоспособности. В частности, за счет этого только печатные СМИ в 2015 году сэкономили более чем 10 миллиардов сумов.

— Как вы оцениваете свободу учреждения СМИ в нашей стране, ведь это важная составляющая свободы средств массовой информации?

— Порядок регистрации и лицензирования, приостановления или прекращения деятельности СМИ из года в год упрощается, расширяются права и обязанности учредителя, редактора, журналиста.

В частности, прежде национальным законодательством не допускалась регистрация СМИ, если местонахождение учредителя или одного из учредителей, либо издателя расположено за пределами страны. Сегодня такое ограничение снято. Правом на учреждение СМИ в нашей стране обладают юридические и физические лица Республики Узбекистан. Не допускается лишь учреждение СМИ юридическими лицами, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет тридцать процентов и более. При этом все СМИ, независимо от их формы собственности, обладают одинаковыми правами и полномочиями, гарантиями свободной деятельности.

Это не только соответствует передовой практике, но и выгодно отличается от опыта других стран, существенно ограничивающих право иностранных подданных или компаний на учреждение СМИ.

— А в каких случаях может быть прекращена деятельность СМИ?

— Четкое законодательное закрепление порядка прекращения деятельности СМИ имеет важное значение в обеспечении их свободы. В данном контексте законы Узбекистана тоже считаются наиболее либеральными по сравнению с некоторыми странами. Так, Законом «О средствах массовой информации» установлено, что приостановление и прекращение выпуска СМИ осуществляется только по решению суда или самого учредителя. В то время как в некоторых странах прекращение работы СМИ осуществляется решением самого регистрирующего органа, либо ведомством сферы. К примеру, в Южной Корее деятельность СМИ прекращается решением регистрирующего органа — Министерства общественной информации, а в США Федеральным комитетом коммуникаций принимается решение о лишении права на пользование телерадиочастотами в случае нарушений со стороны телерадиостанций.

— Доступность информации, безусловно, является важным фактором обеспечения информационных прав граждан. В то же время, как вы считаете, необходимы ли какие-либо ограничения доступа к информационным каналам?

— Наша Конституция, Закон «О принципах и гарантиях свободы информации» закрепляют гарантии прав на поиск, запрос, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации. В соответствии с принятыми за последние годы законами — «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об электронном правительстве» и другими — госорганы, общественные объединения обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы.

Однако свобода доступа к информации не может быть абсолютной, особенно если она затрагивает такие важнейшие понятия, как безопасность общества, честь и достоинство людей. Здесь без ограничений обойтись просто нельзя. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод допускает ограничения свободы выражения мнения в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Глобальная сеть интернет — это мощный информационный поток, который, к сожалению, несет в себе не только созидание. Согласно докладу специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франка Ла Рю (16 мая 2011 г.) право на доступ в интернет является неотъемлемым правом человека. И это верно, потому что все мы являемся частью информационного общества, и информация сегодня стала определяющим фактором развития. В то же время указывается, что это право, также как и любое другое право человека, может быть в определенных случаях ограничено, так как никакое право не может быть безграничным хотя бы потому, что оно неизбежно затрагивает права других лиц.

Считаю важным отметить, что в Узбекистане веб-сайты и страницы блогеров не регистрируются, как в некоторых развитых странах. Но они могут обратиться в регистрирующий орган об их регистрации в качестве СМИ, что позволяет им в полной мере воспользоваться предусмотренными законодательством для СМИ и журналистов привилегиями, гарантиями и возможностями. На сегодняшний день в стране функционирует около 30 тысяч веб-сайтов в домене «Uz», из которых более 360 действуют в качестве интернет-СМИ.

Доступ к веб-сайтам в нашей стране может быть ограничен только в одном случае, если владелец веб-сайта, в том числе блогер, в нарушение Закона «Об информатизации» допускает использование своего веб-сайта для призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности страны; пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь и т. д.

— Насколько это соответствует общепринятой практике?

— Возможности ограничения доступа к интернету законодательно закреплены во многих странах мира, в том числе и в странах ЕС. Например, Франция уже в 2000 году одной из первой в ЕС ввела уголовную ответственность провайдеров за предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. При этом все авторы сайтов, которые размещаются на местных серверах, обязаны предоставлять о себе полную и достоверную информацию. В противном случае законом предусмотрено наказание до шести месяцев тюрьмы. Установлена также ответственность не только провайдеров, не обеспечивших проверку данных, но и пользователей.

Более того, в составе Министерства внутренних дел Франции действует Центральное управление по борьбе с преступностью в области технологий информатики и связи. Оно контролирует содержание сайтов в интернете, полиция вправе без санкции суда потребовать от провайдеров заблокировать доступ к сайтам, содержащим детскую порнографию и т. п. Провайдеры обязаны закрыть по требованию правоохранительных органов сомнительные сайты, включенные в «черные списки» управления, без особого права оспаривать такое решение. Кроме того, закон позволяет правоохранительным органам с согласия органов прокуратуры внедряться в компьютеры пользователей для получения информации в ходе расследования таких тяжких преступлений, как торговля оружием, наркотиками, легализация незаконных денежных средств и другие.

Определенные ограничения введены также в Великобритании. Поиск правонарушителей, действующих в интернете, осуществляет Национальный отдел по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Другая форма контроля в интернете реализуется через деятельность общественных организаций. Одна из наиболее влиятельных — «Интернет-наблюдение» — занимается предотвращением распространения детской порнографии и материалов, разжигающих национальную и расовую ненависть в сети интернет.

В целях ограждения несовершеннолетних в интернете четко отслеживаются незаконные и вредоносные контенты. Здесь действует общий принцип — что незаконно вне сети, незаконно и в сети. К примеру, в германском законе о защите молодежи в СМИ регулируются вопросы в отношении незаконного и вредоносного контента в интернете, защиты несовершеннолетних в телерадиовещании и в интернете. Закон предусматривает три уровня защиты несовершеннолетних: «абсолютно незаконный контент», «иной незаконный контент», «контент, ставящий под угрозу развитие детей и подростков». Периодические издания, которые в течение года более двух раз нарушили законодательство в этой сфере, могут на период от трех до двенадцати месяцев стать недоступными для молодежи, и потому не будут продаваться в киосках и выдаваться в библиотеках.

— Свобода слова – это, прежде всего, большая ответственность. Где та грань, которая отделяет ее как ценность демократии от попрания прав других людей?

— В нашей стране законодательно установлена ответственность журналистов за достоверность информации. Так, Законом «О защите профессиональной деятельности журналиста» наряду с правами закреплены обязанности журналиста проверять достоверность подготавливаемых материалов и предоставлять объективную информацию, придерживаться принципа презумпции невиновности, уважать права и свободы, честь и достоинство личности. Журналист не может использовать профессиональную информацию в личных целях, публиковать факты о частной жизни физического лица, а также использовать аудио- и видеозаписывающие средства без согласия источника информации или автора.

И это абсолютно правильно, особенно в условиях глобализации, формирования информационного общества, когда особую актуальность приобретают вопросы соблюдения прав и законных интересов граждан на защиту от посягательств на их честь и достоинство, вмешательства в частную жизнь. В законодательстве нашей страны предусмотрены нормы, направленные на обеспечение прав граждан и юридических лиц на защиту их деловой репутации, предусмотрены наказания за клевету и оскорбления как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство человека. Свобода выражения мнения не может быть превыше права человека на уважение чести и достоинства. Эти нормы законодательства Узбекистана полностью соответствуют международно-правовым актам и опыту других демократических государств мира.

Вместе с тем проводимые в нашей стране судебно-правовые реформы свидетельствует о либерализации законодательства в данной части. Более того, в Уголовный кодекс недавно внесены изменения, предусматривающие распространение института примирения и в отношении клеветы и оскорбления. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 139 (клевета) и статьей 140 (оскорбление) Уголовного кодекса, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно признало свою вину, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред. Ведь главное не степень наказания, а твердое закрепление в обществе как высшей ценности уважения прав, свободы, чести и достоинства других людей. Именно с ростом правовой культуры в нашей стране укрепляются гарантии свободы мыслей и убеждений, свободы деятельности средств массовой информации.

В целом, сравнительное изучение системы правового регулирования деятельности СМИ в большинстве развитых демократических стран мира свидетельствует о сопоставимости моделей их национальных законодательств в данной сфере.

Беседовала 
Фирюза КУБАРЕВА.

Top