12:32 / 07.11.2016
2484

Роль органов самоуправления граждан в выборах

Выборы как неотъемлемый атрибут демократического правового государства являются важным инструментом свободного волеизъявления народа и участия граждан в управлении делами государства и общества. 

Избирательная система нашей страны сформирована на основе общепризнанных норм международного права, передового опыта развитых демократических государств и с учетом национального менталитета нашего народа, а также собственного опыта развития Узбекистана на пути построения правового демократического государства, формирования сильного гражданского общества. 

В соответствии со статьей 32 Конституции граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данная конституционная норма получила свое дальнейшее развитие в ряде законов о гарантиях избирательных прав граждан, проведении референдума и выборов. 
Все более возрастает значение гражданских институтов, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации в повышении общественно-политической активности населения, правовой культуры граждан. 

Важную роль в данном направлении играет институт махалли как один из значимых субъектов гражданского общества. В частности, сходы граждан в рамках, закрепленных в законодательстве полномочий, принимают активное участие в выборных процессах. 

Полномочия сходов граждан по участию в выборах закреплены в ряде законов о выборах и принятом 22 апреля 2013 года в новой редакции Закона «Об органах самоуправления граждан». В соответствии со статьей 11 данного закона сходы граждан поселка, кишлака, аула и махалли города представляют соответствующим окружным избирательным комиссиям кандидатуры членов участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан, по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также соответствующим окружным комиссиям по проведению референдума кандидатуры членов участковых комиссий по проведению референдума. Кроме того, они имеют право принимать решение о выдвижении кандидата в депутаты районного, городского Кенгаша народных депутатов. 

Полномочия органов самоуправления граждан в избирательной системе также отражены и в других законах. К примеру, в законах «О выборах Президента Республики Узбекистан» и «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» определено, что органы самоуправления граждан обязаны предоставлять бесплатно кандидатам в Президенты Республики Узбекистан оборудованные помещения для проведения встреч с избирателями, оказывать содействие в получении необходимых справочных и информационных материалов. Законом «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» еще более расширены полномочия сходов граждан. В нем закреплено, что члены районных, городских и окружных избирательных комиссий по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов, а также члены участковых избирательных комиссий утверждаются по рекомендации органов самоуправления граждан.

Обсуждение сходами граждан (собранием представителей) кандидатов в члены участковых избирательных комиссий, их рекомендации играют важную роль в выдвижении в члены участковых избиркомов самых достойных кандидатов. Ведь по сути сходы граждан выступают истинным гарантом справедливости, они хорошо знают каждого жителя и могут дать объективную оценку их возможностям и способностям. Исходя из этого сходы граждан рекомендуют в члены участковых избирательных комиссий самых активных граждан, пользующихся высоким авторитетом среди населения, небезразличных к завтрашнему дню общества, ответственных, глубоко понимающих избирательное законодательство и имеющих опыт работы в данном направлении.    

Кроме того, сходы граждан обязаны содействовать при обращениях участковой избирательной комиссии в реализации их полномочий. В частности, согласно статье 22 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» для участия в работе по составлению списка избирателей участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности. 

Сходы граждан формируют список проживающих на их территории избирателей, и предоставляют его в районные и городские хокимияты, при этом каждый избиратель включается в список как постоянно проживающий в махалле, или временно проживающий. Данный процесс утвержден Центральной избирательной комиссией положением об организации деятельности участковых избирательных комиссий. В нем закреплено, что хокимияты районов и городов обеспечивают учет избирателей посредством получения необходимой информации от органов самоуправления граждан. 

Особого внимания заслуживает и то, что органы самоуправления граждан имеют право наряду с политическими партиями выдвигать кандидата в депутаты районного, городского Кенгаша народных депутатов. На проведенных 21 декабря 2014 года выборах в местные Кенгаши народных депутатов сходы граждан эффективно воспользовались этим полномочием.  По республике 415 сходов граждан выдвинули 427 кандидатов, и вели достойную борьбу с политическими партиями за депутатское место. По итогам выборов выдвинутые ими 110 кандидатов или 25,7 процента избраны депутатами. Если сравнивать данные показатели с результатами выборов 2009 года, то налицо значительный рост. 

Вместе с тем на проведенных в 2014 году выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов более 11 тысяч работников системы органов самоуправления граждан были задействованы в деятельности окружных и участковых избирательных комиссий. Это составляет 30,4 процента от общего числа работников сходов граждан, а общее число привлеченных в члены участковых избирательных комиссий составило 12,3 процента. 

Особое внимание уделено участию активистов сходов граждан в работе утвержденных участковых избирательных комиссий по проведению предстоящих 4 декабря 2016 года выборов Президента Республики Узбекистан. К примеру, свыше 16 тысяч или 17 процентов от общего числа членов участковых избирательных комиссий  являются работниками сходов граждан. Их участие в составе участковых избиркомов дает возможность иметь полную картину сведений об избирателях, проживающих на соответствующей территории, о людях с ограниченными возможностями, больных. 
Кроме того, в составе окружных избирательных комиссий 152 члена, 7 (4,6 процента) из которых — работники сходов граждан. Также следует отметить, что в республике 303 участковые избирательные комиссии расположены в зданиях сходов граждан. 

Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что сходы граждан в настоящее время, как институт гражданского общества, в рамках своих полномочий принимают активное участие в важном политическом событии в жизни страны. 

В заключение следует отметить, что в стране в соответствии с принципом «от сильного государства к сильному гражданскому обществу» все более ширится участие институтов гражданского общества в решении важнейших вопросов развития государства и общества. Особого внимания заслуживает то, что деятельность органов самоуправления граждан направлена на обеспечение законности, защиту прав и свобод человека, демократичности, гласности, социальной справедливости. Ведь повышение общественно-политической активности населения в управлении делами государства и общества через его участие во всех делах сходов граждан является важным требованием демократии. 

С этой точки зрения правовые основы подготовки и проведения выборов, накопленный в данном направлении опыт свидетельствуют о возрастающих месте и роли органов самоуправления граждан в процессе дальнейшего углубления демократических реформ в стране и формирования свободного гражданского общества. 

 Абдурасул РАХМОНОВ, 
руководитель проекта Независимого института 
по мониторингу формирования гражданского общества. 
 

Top