Предстоящие 4 декабря текущего года выборы Президента Республики Узбекистан остаются в центре внимания международной общественности. По информации пресс-службы МИД Республики Узбекистан, в зарубежных странах проходят различные мероприятия, в том числе брифинги, конференции, «круглые столы» и семинары, посвященные теме выборов.

Аналогичное мероприятие в формате семинара на тему: «Выборы Президента Республики Узбекистан: перспективы двусторонних отношений с Южной Кореей», состоялось 4 ноября т.г. в Сеуле при поддержке Посольства Республики Узбекистан в Республике Корея совместно с Центром Азиатско-Тихоокеанских исследований Университета Ханянг (ЦАТИ), Корейским институтом по международной экономической политике и Национальным исследовательским фондом Кореи.

В работе мероприятия приняли участие более 50 представителей государственных органов, деловых кругов и общественных организаций, а также ученые и эксперты ведущих корейских университетов Ханянг, Инха, Корё, Кукмин и др.

Корейская сторона получила всестороннюю и объективную информацию об основных тенденциях современного развития Узбекистана, ходе реализации общественно-политических и социально-экономических реформ, о подготовке и проведении выборов Президента Республики Узбекистана, а также соответствии избирательного законодательства международным стандартам. При этом, особый акцент был сделан на преемственность в политике и неизменности курса на дальнейшее поступательное развитие узбекско-южнокорейских отношений и стратегического партнерства.

Внимание участников также было обращено на то, что Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистана в целях обеспечения честных, справедливых и прозрачных выборов на практике широко применяет институт международного наблюдения. В том числе упоминалось, что БДИПЧ ОБСЕ приняло решение о направлении полноценной миссии на президентские выборы, что является показателем огромного интереса к предстоящему важному политическому мероприятию в Узбекистане.

В свою очередь, корейские эксперты, отмечали, что деловые и академические круги Республики Корея также внимательно следят за ходом социально-экономических и общественно-политических преобразований в нашей стране. При этом они высоко оценили устойчивость системы государственного управления, развитость демократических институтов и процессов, а также внешнеполитические шаги республики по укреплению двустороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Корея по широкому спектру вопросов.

В частности, директор ЦАТИ Ом Гу Хо отметил, что в настоящее время в экспертно-аналитическом сообществе Кореи внимательно отслеживают развитие событий в Узбекистане после безвременного ухода из жизни Первого Президента Республики Узбекистан И.Каримова. По его мнению, несмотря на пессимистические прогнозы отдельных зарубежных экспертов, переходный период в Узбекистане проходит весьма стабильно, подчеркивая, что это выражается в продолжении активных контактов с Южной Кореей. В этой связи он также выразил надежду, что после декабрьских выборов отношения между двумя странами будет и дальше развиваться во всех направлениях сотрудничества.

Профессор Института по исследования России и СНГ при Университете Корё Юн Сон Хак высоко оценил вклад Первого Президента Узбекистана И.Каримова в дело укрепления независимости республики и развития ее экономической мощи. В качестве наглядного примера был приведен Сургильский проект по строительству Устюртского газохимического комплекса. При этом корейский эксперт обозначил следующие особенности проекта:

во-первых, это «чудо в пустыне». Узбекистан создал данный объект в пустыне, продукция которой будет потребляться не только в самой республике, но и за рубежом;

во-вторых, это «финансовое чудо». При реализации проекта была использована уникальная схема финансирования с привлечением средств корейских компаний путем создания консорциума. По его словам, проект может стать образцовым примером для других южнокорейских компаний по осуществлению совместных инвестиционных проектов с зарубежными партнерами;

в-третьих, это «промышленное чудо». Благодаря корейским инвестициям Узбекистан смог создать солидную индустриальную базу с освоением совершенно новых для страны отраслей промышленности.

Как отметил профессор Университета Корё, одним из главных элементов успешной реализации Сургильского проекта стала сильная политическая воля Первого Президента Узбекистана И.Каримова по последовательному продвижению данного проекта с тремя администрациями Южной Кореи – Но Му Хёна, Лим Мён Бака и Пак Кын Хэ.

По мнению Юн Сон Хака, после выборов Сеул должен стремиться наладить тесные отношения с новым руководством Узбекистана для продолжения многопланового сотрудничества, учитывая роль Ташкента в Центральной Азии.

В свою очередь, профессор Университета Инха Сон Донг Ки в своем докладе особое внимание уделил развитию сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий. По его мнению, это стало возможным в первую очередь благодаря дальновидной политике Первого Президента Узбекистана И.Каримова, который определил ИКТ как одно из перспективных направлений взаимодействия с Южной Кореей. При этом, эксперт поделился своим опытом работы при филиале Университета Инха в Ташкенте. Так им была подчеркнута важность дальнейшего развития сотрудничества между двумя странами в сфере ИКТ.

Другие выступавшие с докладами корейские специалисты также отметили необходимость продолжения тесных отношений с Ташкентом. По их мнению, сегодня между двумя странами накоплен положительный опыт взаимовыгодного сотрудничества по многим направлениям, что выступает весомым аргументом в пользу наращивания сотрудничества. Данному процессу в немалой степени способствует проживание в республике крупной диаспоры этнических корейцев, которая является своего рода связующим мостом между двумя странами.

В данном контексте корейские эксперты отметили, что они проявляют повышенный интерес к предстоящим выборам в Узбекистане и усилиям ЦИК по обеспечению прозрачности, гласности, открытости выборов на всех этапах избирательной кампании, проведению тщательной подготовительной работы и организации выборного процесса в строгом соответствии с общепринятыми международными стандартами и демократическими принципами.

Напоминаем, на сегодняшний день в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента образованы 14 избирательных округов, созданы 9 378 избирательных участков, включая 44 участка при диппредставительствах страны в иностранных государствах.

Избирательные участки обеспечены всеми необходимыми средствами связи, компьютерной и организационной техникой, правовой литературой, оснащены комнатами матери и ребенка, а также медицинскими кабинетами. В специально отведенных местах установлены кабины для тайного голосования и избирательные ящики.

Зарегистрировано 21 435 000 избирателей, половина из них, то есть 10 825 641 – женщины.

Своих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан выдвинули четыре политические партии: Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш», Либерально-демократическая партия Узбекистана, Народно-демократическая партия Узбекистана и Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат».

Для наблюдения за ходом президентских выборов в Узбекистан приглашены наблюдатели от иностранных государств и представители авторитетных международных организаций – БДИПЧ ОБСЕ, Исполнительный комитет СНГ, ШОС, ОИС и Всемирная ассоциация избирательных органов. Напомним, что Миссия наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ уже приступила к своей работе 2 ноября текущего года.