В Узбекистане в активную фазу вступила избирательная кампания по выборам Президента Республики Узбекистан. Объявив 9 сентября 2016 года о начале подготовки к ним, Центральная избирательная комиссия направила приглашения для участия в наблюдении за выборами в адрес международных организаций, целого ряда зарубежных стран, демонстрируя тем самым полную открытость избирательного процесса в стране, свою ответственность за исполнение обязательств в рамках международных документов и приверженность общепринятым демократическим избирательным принципам.
Так, приступившие к работе долгосрочные наблюдатели от Бюро по демо¬кратическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ в эти дни в регионах республики встречаются с членами избирательных комиссий, представителями политических партий, государственных и общественных организаций. Через призму международных избирательных стандартов, национального законодательства о выборах наблюдатели изучают все этапы избирательного процесса, вопросы ведения предвыборной агитации кандидатами в Президенты, деятельности средств массовой информации по освещению выборов Президента Республики Узбекистан, уровень электоральной активности разных слоев населения.

О правовых основах работы международных наблюдателей за выборами Президента Республики Узбекистан рассказывает член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Мариника БАБАНАЗАРОВА:

— Международное наблюдение — один из важнейших институтов современной избирательной си¬стемы, способствующих не только его открытости, росту доверия избирателей, но и ее последовательному демократическому развитию на основе обмена знаниями, лучшими практиками избирательного процесса. Немаловажным фактором является и укрепление таким образом сотрудничества, как двустороннего, так и многостороннего, между государствами в общественно-политической сфере, а также позиций нашей страны как полноправного члена мирового сообщества.

Учитывая столь важное значение международного наблюдения за выборами, в ходе формирования их правовых основ в нашей стране особое внимание уделяется развитию института международного наблюдения на основе общепринятых избирательных стандартов.

— Каково значение международных стандартов в данной области и как они формировались?

— Как известно, общепризнанные избирательные стандарты за¬креплены в таких договорах, как Международный пакт о граждан¬ских и политических правах, Европейская конвенция о правах человека, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств. Они содержатся и вне рамок договоров, например, во Всеобщей декларации прав человека и других политических декларациях, а также в замечаниях общего порядка Комитета Организации Объединенных Наций по правам человека, Кодексе добросовестной практики в избирательных вопросах Венецианской комиссии Совета Европы.

В июне 1990 года Конференция СБСЕ по человеческому измерению приняла итоговый Копенгагенский документ. В качестве основополагающего политического принципа организации и проведения национальных демократических выборов было предусмотрено обязательство государств — участников ОБСЕ приглашать международных наблюдателей «наблюдать за ходом их национальных выборов в объеме, допускаемом законом», а основной задачей института международного наблюдения за выборами определено «повышение авторитетности избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы».

Таким образом, государства-участники признали, что наблюдение за выборами играет важную роль в обеспечении прозрачности и подотчетности, а также для повышения доверия населения к избирательному процессу. В ноябре 1990 года на Конференции СБСЕ в Париже был принят итоговый документ — Парижская хартия для новой Европы, в котором государства-участники обязались создать со штаб-квартирой в Варшаве «бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках». В 1992 году оно было переименовано в Бюро по демократическим институтам и правам человека, вместе с этим расширились его задачи и в других сферах, связанные с правами человека.

В ноябре 1999 года на Стамбульской встрече на высшем уровне была принята Хартия европейской безопасности, в ней государства подтвердили свое обязательство «приглашать на проводимые в наших странах выборы наблюдателей из других государств-участников, БДИПЧ, Парламентской Ассамблеи и соответствующих институтов и организаций, которые хотели бы наблюдать за их проведением. Мы соглашаемся незамедлительно реагировать на заключения БДИПЧ с оценкой проведения выборов и его рекомендации», — отмечается в документе.

Важно подчеркнуть, что международное наблюдение за выборами основывается на ряде принципов, в частности, невмешательстве и беспристрастности к наблюдаемому процессу выборов, а также на том, что наблюдение за выборами не должно влиять на легитимность процесса, включая его результаты.

— А какими стандартами руководствуется Бюро по демо¬кратическим институтам и правам человека ОБСЕ, представители которого в настоящее время участвуют в наблюдении за выборами?

— Вы задали хороший вопрос. Документы, о которых мы говорили выше, не являются юридическими, в их рамках государства-участники взяли на себя политические обязательства по имплементации международных стандартов. В то же время БДИПЧ ОБСЕ разработаны внутренние документы, которыми руководствуются наблюдатели в своей деятельности и которые служат в качестве стандартов. Они обязательны для соблюдения самими наблюдателями. Так, в 1994 году на Будапештском саммите БДИПЧ было поручено «играть более значительную роль в наблюдении за процессом выборов до их начала, в ходе них и по их окончании», то есть в течение всего избирательного цикла, оценивать условия для свободной и независимой работы СМИ, координировать наблюдение с другими организациями, а также составить пособие для наблюдателей за выборами.

В соответствии с данным поручением с 1996 года БДИПЧ ОБСЕ регулярно переиздает Руководство по наблюдению за выборами. Его составной частью является Кодекс поведения наблюдателей, положения которого обязательны для всех наблюдателей, участвующих по линии этой структуры в мониторинге выборов. В частности, в нем указывается, что участники миссии БДИПЧ не должны вмешиваться в избирательный процесс, обязаны быть непредвзятыми и воздерживаться от собственных комментариев представителям СМИ об избирательном процессе или о сути своих наблюдений.

В последующем БДИПЧ ОБСЕ были подготовлены более детализированные и специализированные рекомендации для сотрудников миссий по наблюдению за выборами, а именно Руководство для долгосрочных наблюдателей за выборами, Руководство по мониторингу участия женщин в выборах, Рекомендации по анализу законодательной базы выборов, Рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе, Разрешение споров по вопросам выборов в регионе ОБСЕ, а также «Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах — участниках ОБСЕ» и другие. Все эти пособия содержат методические рекомендации по наблюдению за теми или иными аспектами избирательного процесса и обязательны для исполнения международными наблюдателями от БДИПЧ. С начала деятельности миссии международных наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ объездили все 57 государств-членов, провели свыше 300 наблюдений.

— А какие еще действуют стандарты в области избирательного права по международному наблюдению?

— Копенгагенский документ явился своего рода катализатором для развития института международного наблюдения. Многие международные организации на американском, африканском, нашем континенте приняли избирательные стандарты. Так, в настоящее время работа миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества организуется в соответствии с Положением о миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах, утвержденным решением Совета министров иностранных дел ШОС 15 мая 2006 года. Правовой основой наблюдения в СНГ является принятая 7 октября 2002 года Советом глав государств СНГ Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также утвержденное 26 марта 2004 года Советом министров иностранных дел Содружества по поручению глав государств Положение о миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах — участниках Содружества.

— Насколько обязательными являются указанные стандарты для государств-участников?

— Безусловно, выбор избирательной системы является вопросом национального определения. В то же время соблюдение международных стандартов имеет важное значение для признания выборов международным сообществом. Они, прежде всего, требуют законодательного закрепления института международного наблюдения, охвата наблюдением всего цикла избирательного процесса, четкого определения прав и полномочий по наблюдению за избирательным процессом. В законодательстве разных стран данные требования отражены по-разному. Где-то есть законодательное закрепление международного наблюдения, но полномочия наблюдателей существенно ограничены, где-то требования стандартов выполняются не в полной мере.

Из последнего Обзора избирательного законодательства и практики государств — участников ОБСЕ, подготовленного БДИПЧ ОБСЕ по итогам анализа отчетов по наблюдению за выборами, мы видим, что пока во многих странах общепринятые стандарты в области международного наблюдения за выборами не выполняются. Например, в таких, как Андорра, Кипр, Дания, Эстония, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Литва, Монако, Сан-Марино, Сербия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция и Соединенные Штаты Америки (на федеральном уровне) правовая основа для наблюдения за выборами отсутствует, за исключением, в большинстве случаев, норм о возможности работы местных наблюдателей от партий. Зачастую вопросы участия международных наблюдателей регулируются нормативно-правовыми актами определенных органов, но при этом отсутствуют соответствующие законодательные положения. Известны примеры воспрепятствования наблюдению в основном в день выборов в некоторых государствах — участниках ОБСЕ.

Однако следует отметить, что на основе рекомендаций миссий наблюдателей, вносимых по итогам наблюдения за выборными процессами на пространстве ОБСЕ, международные избирательные стандарты последовательно имплементируются в избирательное право стран — участников ОБСЕ. И данный процесс достаточно динамичный и непрерывный. Сегодня их внедряет все больше и больше государств.

— Как имплементированы стандарты в данной сфере в нашем избирательном законодательстве?

— Наша страна их полностью имплементировала. Во-первых, уже в 1997 году в национальном законодательстве был закреплен институт международного наблюдения, и в 1999 году впервые в наблюдении за выборами в Узбекистане приняли участие международные и зарубежные наблюдатели, в том числе от БДИПЧ ОБСЕ. В нынешнем году эксперты организации будут работать в Узбекистане уже в седьмой раз.

Что немаловажно, нашим избирательным законодательством предусмотрена возможность наблюдения за всеми циклами избирательного процесса — от его начала до подведения итогов выборов, четко установлены права и полномочия наблюдателей.

Так, Законом «О выборах Президента Республики Узбеки¬стан» закреплено право международных наблюдателей присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий, на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней. Также они могут присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии, запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов, сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения данного закона. При этом исходя из основополагающих принципов проведения тайного голосования, независимости и самостоятельности избирательных комиссий установлено, что наблюдателям запрещается находиться в кабине для голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене, оказывать влияние на избирателей, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу, спрашивать у избирателей, за кого они проголосовали или оказывать им какую-либо помощь при внесении отметок в бюллетень, а также вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных ящиков, их вскрытии, подсчете голосов.

В нынешнем году в наблюдении за президентскими выборами в Узбекистане примет участие беспрецедентное число международных и зарубежных наблюдателей — от БДИПЧ ОБСЕ, ШОС, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества, Исполкома СНГ, эксперты свыше 40 зарубежных стран. Бюро по демократическим институтам и правам человека направило полноценную миссию наблюдателей, которые уже сейчас активно изучают выборный процесс во всех регионах республики. Это свидетельствует о растущем интересе международного сообщества к демократическим преобразованиям в Узбекистане и в то же время об открытости нашей страны и ее стремлении к развитию в русле мировых тенденций.

Здесь мне хотелось бы от¬метить, что наши национальные эксперты в области права также участвуют в наблюдении за выборами и референдумами в составе миссий международных организаций. И такая практика, безусловно, обогащает всех нас, способствует последовательному развитию демократической избирательной практики во всем мире, а значит, и укреплению гарантий политических, гражданских, личных, социальных, экономических, гуманитарных прав и свобод человека.

Беседовала 
Фирюза КУБАРЕВА