15:46 / 24.11.2016
2159

«Аргументы и факты» о выборах в Узбекистане

 «Узбекистан выбирает будущее», под таким названием в российской газете «Аргументы и факты»  (№47, 24.11.2016г.) вышел материал, посвященный предстоящим 4 декабря текущего года выборам Президента Республики Узбекистан. Приводим весь материал целиком.

Избирательную кампанию 2016 года важно осмыслить в общем контексте кардинальных структурных реформ, начатых в Узбекистане в годы независимости в целях построения правового демократического государства и сильного гражданского общества с социально ориентированной рыночной экономикой.

За 25 лет самостоятельного развития разработаны, приняты и эффективно действуют множество законодательных актов, определивших правовые основы процессов обновления и модернизации страны. 

В Узбекистане, в отличие от многих других государств переходного периода, уверены, что стабильное и устойчивое развитие страны предполагает не сворачивание демократических реформ перед лицом вызовов, а, наоборот, их активизацию. Достижение этой цели напрямую зависит от ускорения политической модернизации, создания правового, демократического государства, открытого гражданского общества.

В первую очередь речь идет о демократизации государственной власти и управления, последовательной реализации принципа разделения ветвей власти, совершенствования системы сдержек и противовесов, расширения полномочий и контролирующих функций законодательной власти в центре и на местах.

Впервые применен новый порядок выдвижения и утверждения кандидатуры Премьер-министра, когда кандидатура на пост главы правительства выдвигается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест в Законодательной палате. Также впервые партии, получившие меньшинство, сформировали парламентскую оппозицию. Это само по себе предопределяет совершенно иные содержание и характер избирательного процесса в Узбекистане, реальную политическую борьбу между партиями, рост политической активности населения, его внимание к организации и проведению выборов.

Говоря о повышении роли и ответственности избранного народом парламента, среди новых шагов необходимо отметить принятие закона «О парламентском контроле». Сегодня стала уже повседневной практикой проведение комитетами законодательного органа парламентских слушаний, где члены правительства отчитываются перед избранниками народа о своей деятельности по исполнению законов. Более того, в 2015 году Сенат Узбекистана специальным законом был наделен полномочиями по осуществлению парламентского контроля над деятельностью органов прокуратуры в контексте защиты прав и свобод граждан.

Принятие Закона «Об электронном правительстве» явил собой новый этап в демократизации общества и обеспечении транспарентности функционирования правительства и его институтов. Данный акт, среди прочего, предусматривает внедрение возможностей осуществления интерактивных взаимоотношений населения и бизнеса с госорганами. В законе учтены концептуальные моменты международного законодательства и передовой опыт США, Германии, Австрии, Республики Корея. 

Еще одним ярким примером конкретного действия в этом направлении является то, что недавно Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев открыл виртуальную приемную, куда имеют возможность непосредственно обратиться граждане и юридические лица из самых отдаленных регионов государства. В результате заявления, жалобы и предложения теперь можно направить прямо через сайт или бесплатный звонок по короткому номеру телефона, доступному по всей стране.

В Узбекистане тенденция демократизации всех сфер жизни, включая избирательную систему имеет необратимый, углубляющийся характер. Так, в стране создана избирательная система и законодательство, полностью соответствующие демократическим принципам.

Институт президентства играет ключевую роль в системе государственного управления Узбекистана. Как закреплено в Конституции республики, Президент является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод, Конституции и законов страны. 

В этом контексте предстоящие 4 декабря выборы Президента являются общественно-политическим событием, имеющим чрезвычайно важное значение для жизни нашей страны и народа. 

Конституция Республики Узбекистан служит основным документом для функционирования национальной избирательной системы и демократического развития всех сфер жизни нашего общества. Приняты также нормативные акты, упорядочивающие процесс выборов главы государства. В их числе законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и другие. 
Принятые в этой сфере нормативно-правовые акты направлены на безусловное соблюдение избирательных прав граждан, создание необходимых условий для свободного участия избирателей в выборах, широких и равных возможностей для политических партий и кандидатов в Президенты в ходе избирательной кампании в соответствии с принципами справедливости, открытости, гласности и транспарентности. 

Важнейшей особенностью национальной избирательной системы является функционирование под руководством Центральной избирательной комиссии независимой системы избирательных комиссий, обеспечивающих организацию и проведение выборов в соответствии с требованиями закона. 

Важное значение имеет Закон Республики Узбекистан «О гарантиях избирательных прав граждан», в соответствии с которым избирательные права находятся под надежной защитой государства. Независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, граждане обладают равным избирательным правом.

В целях создания благоприятных условий для голосования граждан с ограниченными физическими возможностями каждый избирательный участок оснащается пандусом для инвалидных колясок. Кроме того, одна из кабин голосования будет приспособлена для инвалидов. Для незрячих готовятся различные брошюры на избирательную тематику с использованием азбуки Брайля. Впервые для них будут подготовлены специальные избирательные бюллетени. Все это делается с учетом того, что лица с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества. 

Каждому гражданину Узбекистана гарантируется судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Законом не допускается прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан. Воспрепятствование осуществлению гражданами права избирать и быть избранными влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Вся избирательная кампания строится на основе широкой гласности. Каждый избиратель имеет право в ходе избирательного процесса искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков, состава избирательных комиссий, местонахождения и времени работы комиссий, итогов регистрации кандидатов, голосования и выборов.

При осуществлении широкомасштабных реформ по обеспечению прав и свобод, связанных с выборами, совершенствованию избирательного законодательства, особое внимание уделяется повышению активности женщин в этом процессе, защите их прав и интересов.

ННО заняли важное место в утвержденной ЦИК Программе мероприятий по дальнейшему повышению правовой культуры избирателей. В этих целях общественные организации стремятся внести свой вклад, направить все силы и возможности на защиту одного из важнейших прав – избирательного права граждан, проведение справедливых, свободных, открытых и честных выборов в интересах общества.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что созданная в Узбекистане за годы независимого развития система государственного управления, демократических институтов и национального законодательства эффективно функционирует и позволяет уверенно смотреть в будущее.

Top