Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Переход власти осуществляется в условиях преемственности и стабильности, такое убеждение превалирует в обществе, — таков вывод наблюдателей Миссии БДИПЧ ОБСЕ.

24 ноября текущего года на официальном веб-сайте БДИПЧ ОБСЕ был опубликован промежуточный отчет Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Республики Узбекистан.

Отчет составлен по итогам наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан в период со 2 по 20 ноября текущего года.

Напомним, что Миссия БДИПЧ ОБСЕ прибыла в Республику Узбекистан 2 ноября текущего года по приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, направленному сразу же по объявлении о начале избирательной кампании. Взаимодействие с БДИПЧ ОБСЕ в формате наблюдения стало уже традиционным. Миссии данной организации участвуют в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами в Узбекистане с 1999 года. На нынешних выборах от БДИПЧ ОБСЕ будет работать полномасштабная миссия, которая наряду с основной группой включает в себя долгосрочных и краткосрочных наблюдателей.

Это решение было обусловлено готовностью Узбекистана провести выборы транспарентно в соответствии с общепризнанными международными стандартами — об этом сообщалось в отчете БДИПЧ ОБСЕ по итогам оценки предвыборной обстановки в Узбекистане в период с 11 по 14 октября.

Опубликованный промежуточный отчет носит взвешенный характер. Заметно желание экспертов БДИПЧ ОБСЕ дать непредвзятую оценку избирательному процессу в Узбекистане.

Однако возможно ли за столь короткий срок — в две с половиной недели — избежать поверхностных выводов и вникнуть в глубину происходящих в Узбекистане процессов. Тем не менее экспертами предпринята попытка анализа избирательной кампании и предвыборной обстановки в Узбекистане.

И вот к какому выводу они пришли.

Узбекистан является многонациональной страной, где все граждане в равной степени и без дискриминации пользуются конституционными правами и свободами.

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан в полном соответствии с требованиями Конституции Республики Узбекистан и Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» с учетом требования о трехмесячном периоде для проведения предвыборных мероприятий объявила о начале избирательной кампании 9 сентября текущего года и определила 4 декабря 2016 года днем голосования.

Как положительный факт члены Миссии БДИПЧ ОБСЕ отметили внесение сразу после президентских выборов в марте 2015 года, то есть уже в декабре 2015 года изменений и дополнений в законы «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», «О выборах Президента Республики Узбекистан» и другие акты законодательства. При этом акцент сделан на такие поправки в Законе «О выборах Президента Республики Узбекистан», как уменьшение необходимого количества подписей для выдвижения кандидата в Президенты, закрепление норм о понятии предвыборной агитации, видах, формах и методах ее проведения, создание избирательных участков в местах предварительного содержания под стражей, упорядочение процедуры голосования, возможность включения в список избирателей по месту временного проживания, определение сроков, порядка и процедур проведения досрочного голосования, установление требования об обязательном опубликовании ЦИК своих решений на своем официальном веб-сайте.

Самое главное, эксперты признают, что эти новеллы введены с учетом предыдущих рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и соответствуют общепризнанным избирательным стандартам.

В отчете описывается демократичный порядок формирования избирательных комиссий, которое осуществляется местными представительными органами власти на основе предложений органов самоуправления граждан без участия исполнительной ветви власти. Внимание экспертов БДИПЧ привлекла, цитирую, «комплексная и интенсивная кампания по информированию избирателей». Отмечается, что Центральной избирательной комиссией впервые в избирательной практике принята Программа мероприятий по повышению правовой культуры избирателей. В ней отдельное место занимает работа по предотвращению случаев так называемого «доверительного голосования», а в ее реализации активно задействованы институты гражданского общества. Подчеркивается как важный момент подготовка и передача в эфир телепрограмм на узбекском, каракалпакском и русском языках, а также с сопровождением сурдоперевода.

Центральной избирательной комиссией принимаются меры по содействию лицам с ограниченными физическими возможностями в реализации их избирательных прав, что также позитивно оценивается экспертами. В частности, впервые бюллетени будут напечатаны также и шрифтом Брайля, избирательные участки оборудуются пандусами и специальными кабинами для голосования.

Хорошую оценку в отчете также получила работа Центральной избирательной комиссии и Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека по обеспечению надежной защиты избирательных прав граждан, запуску прямых телефонных «горячих линий», которые в постоянном режиме принимают и рассматривают жалобы избирателей, касающиеся выборов.

Предоставленные ЦИК равные возможности для всех кандидатов в Президенты, в том числе равный объем эфирного времени и площади во всех видах СМИ, а также использование нового формата видео-конференц-связи для встреч с избирателями, позволили обеспечить более широкий охват избирателей, отмечается в отчете. При этом указывается, что в целях обеспечения гарантий равных возможностей для всех кандидатов в Президенты Министерство по развитию информационных технологий ведет мониторинг соблюдения СМИ национального законодательства и представляет данную информацию Центральной избирательной комиссии. «Все кандидаты в Президенты проводят большое количество встреч с избирателями по всей стране», при этом главной темой этих встреч является приверженность «непрерывности и стабильности во время беспрецедентного перехода».

Как отмечается в отчете, в целях обеспечение прозрачности финансирования избирательной кампании ЦИК установлены требования к политическим партиям: по итогам выборов в течение месяца опубликовать на своем веб-сайте и страницах своей политической газеты отчет о расходовании денежных средств. Обращается внимание на порядок рассмотрения избирательными комиссиями жалоб на нарушения избирательных прав граждан, в частности, жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до выборов осталось менее шести дней — незамедлительно.

Отчет также свидетельствует, что законодательно предусматриваются возможности для политических партий, иностранных государств и международных организаций направлять своих наблюдателей следить за всеми этапами избирательного процесса, участвовать на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан.

В целом отчет позволяет сделать вывод, что в Узбекистане сформировано демократическое правовое государство, где выборы осуществляются строго в соответствии с Конституцией и законами страны, на основе всестороннего учета особенностей национальной государственности.

Вместе с тем, в отчете отмечаются некоторые недостатки и проблемы в избирательном процессе, устранение которых, как утверждается, будет способствовать проведению выборов на более высоком и качественном уровне.

Как не раз уже отмечалось в ответ на заключения миссий, в процессе диалога Узбекистан открыт, но только для конструктивной критики, готов принимать и реализовать рекомендации, — но только если они обоснованны и всесторонне взвешены.

В настоящее время наблюдатели Миссии БДИПЧ ОБСЕ продолжают свою работу. Они посещают избирательные комиссии, проводят встречи в политических партиях, органах государственной власти и управления, институтах гражданского общества, знакомятся с работой СМИ по освещению выборов.

У экспертов еще будет возможность подробнее ознакомиться с той масштабной работой, которая проводится в Узбекистане в сфере демократизации государственной власти и управления, развития избирательного законодательства и практики подготовки и проведения выборов, повышения электоральной активности населения. Многие из тех экспертов, кто уже участвовал в наблюдении за выборами в Узбекистане прошлых лет, смогут сопоставить и дать реальную оценку последовательным шагам по совершенствованию избирательной системы, углублению демократических процессов в обществе, их значению для сохранения стабильности, мира, согласия и устойчивого развития.

Хасан Ильхамов 
независимый эксперт