Абсолютное большинство — 97,5 процента наших сограждан оценивают социально-экономическое положение Узбекистана как хорошее и стабильное. Такую характеристику дают предприниматели, фермеры, госслужащие, рабочие, молодежь, люди старшего возраста, представители разных национальностей и религиозных конфессий.

Основные тенденции, динамику того, как население оценивает развитие страны, а также социальные настроения в обществе выявил социологический
опрос «Узбекистан: общественное мнение-2016» центра «Ижтимоий фикр».

В числе главных фа­кторов, вселяющих оптимизм, веру в благополучное и стабильное будущее, наши граждане назвали мир и стабильность, устойчивость политической и социально-экономической ситуации. Исследование по итогам 2016 года подтвердило поддержку гражданами курса структурных реформ, про­водимых руководством страны.

В ответах граждан прозвучала уверенность в том, что в наступившем году, объявленном Президентом Шавкатом Мирзиёевым Годом диалога с народом и интересов человека, будут обеспечены верховенство закона, укреплены показатели в со­циальном, экономическом и куль­турном аспектах, мир и спокойствие, благополучие и достаток. В ответах почти всех граждан наблюдается высокий уровень социального оптимизма.

Мониторинг общественного мнения выявил, что граждане удовлетворены состоянием экономики, деловой среды, обеспечением личной безопасности, тем, как защищены их права и свободы.

В то же время граждане высказали свою неполную удовлетворенность доступностью качественного медицинского обслуживания, уровнем работы образовательных учреждений, некоторыми социальными проблемами, борьбой с коррупцией. Опрос показал: население полностью поддерживает законо­дательные инициативы Президента, в том числе  по противодействию коррупции.

Исследование выявило также недостаточную эффективность местных органов власти в решении актуальных социальных и экономических проблем населения, а также доступность и открытость информации об их работе. В 2016 году 38,7 процента респондентов в той или иной степени были удовлетворены работой местных органов исполнительной власти, 42,8 процента — удовлетворены частично, а 13,6 процента — не удовлетворены.

Чтобы повысить результативность работы должностных лиц на местах, сделать их деятельность более прозрачной, следует, по мнению граждан, активнее и полнее применять в повседневной жизни положения Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», внедрять новые механизмы и методы налаживания диалога с населением.

Одновременно выявлены позитивные результаты экономических реформ. Более двух третей  опрошенных считают: их социальное положение в 2016 году улучшилось. Анализ источников денежных поступлений в личный бюджет семей и динамики накоплений у населения показал рост доходов граждан от предпринимательской, фермерской деятельности, повышения заработной платы, пенсий, а с другой стороны — уменьшение дивидендов от банковских вкладов, акций, ценных бумаг. Каждый второй гражданин, как показал опрос, имеет сбережения. Большая часть граждан хранит их дома, откладывая деньги на проведение торжеств и мероприятий, приобретение товаров длительного пользования, недвижимости, на обучение подрастающего поколения, а также расширение приусадебного хозяйства.

По данным исследования, в разрезе регионов и среди городского и сельского населения количественные оценки имеющих и не имеющих сбережения примерно равные. У мужчин накоплений больше, чем у женщин, с возрастом люди стараются иметь больше сбережений, достигшие средних и преклонных лет откладывают деньги чаще, чем молодежь. Респонденты в равных долях характеризуют материальное положение своей семьи как хорошее и среднее, доли оценок на уровне ниже среднего и плохого — минимальны. Чем выше уровень образования и социальный статус участников опроса, тем реже они называли материальные проблемы причиной неудовлетворенности жизнью.

Особо отмечена респондентами впервые организованная осенью 2016 года Виртуальная приемная Премьер-министра, уже подтвердившая успешность в деле всестороннего обеспечения интересов человека. Портал, преобразованный в Виртуальную приемную Президента Республики Узбеки­стан, открывает возможность ведения прямого диалога государства с населением. Граждане с воодушевлением восприняли инициативы главы государства по созданию народных приемных. Эта работа, по мнению граждан, имеет целью обеспечить интересы человека, знать заботы, чаяния и устремления, жизненные проблемы и потребности узбекистанцев.

Мониторинг общественного мнения выявил рост числа граждан, удовлетворенных жизнью. На их социальное самочувствие и настроение серьезное влияние оказывает уверенность в своей правовой защищенности. 93,8 процента чувствуют защищенность от возможных нарушений прав и свобод. 71,8 процента уверены, что добьются восстановления законных прав, если их нарушат.

Ответы на вопросы о ключевых событиях минувшего года показали, что народ с чувством глубокой скорби, невосполнимой утраты воспринял уход
из жизни Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова. В сложный для страны период граждане проявили сплоченность, стойкость и верность общечеловеческим принципам, национальным ценностям, готовность следовать по пути построения демократического правового государства и сильного гражданского общества, углубления реформ на благо Родины.

Высокий индекс социального самочувствия граждан, определенный по результатам исследования, свидетельствует об их удовлетворенности социально-экономическим положением семьи, существующими условиями, уверенностью в будущем. Граждане считают, что интересы человека можно обеспечить только в условиях сохраняющихся в стране мира, атмосферы взаимного уважения, доброты и милосердия, сплоченности общества, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие, и потому полностью поддерживают стратегический курс главы государства.

По материалам Центра изучения
общественного мнения «Ижтимоий фикр».