В один из обычных дней 1985 года индус, продающий в пакете чай, по ошибке заходит в один из офисов бизнес центра, расположенный в пустыне, и этим способствует установлению мировой центральной зоны свободной торговли. По ошибке индусского торговца, обративший безграничную пустыню в 47,1 кв.км. в центр Европы, Азии и Африки, превращает её в один из главных мест соединения (по английски «hub» - соединение, узел – ред.), где проживают представители 200 национальностей, где в течение года бывает более сотен инвестеров и куда наведываются более 5 миллионов туристов.

Порт Джабал Али, который расположен в Дубайском Эмирате Объединённого Арабского Эмирата и имеет территорию в 57 квадратных километров, является одним из крупных портов мира.
В порту, строительство которого было завершено в 1976-1979 годах, сегодня открылись более 145 тысяч рабочих мест. С помощью этого порта прямые инвестиции  ОАЭ превышают 32%. Отметим, что только торговый оборот Дубая выше 87 миллиардов доллара. 
20% валовой продукции Дубайского Эмирата ОАЭ именно приходится на долю порта Джамал Али и его Зоны Свободной Торговли (ЗСТ), расположенный вокруг него. Отметим, что общий оборот 2013 года этого порта и его ЗСТ превышает 100 миллиарда долларов.

В данное время Зона Свободной Торговли Джабал Али, краткое наименование JAFZA, считается самой крупной зоной свободной торговли после Роттердама и Сингапура. Порт Джабал Али обладает годовой вместимостью силой 15 миллиона контейнеров. Сегодня здесь объединились такие мировые известные брэнды, как «Acer», «Dell», «Nissan», «Audi», «Siemens”, «Bridgestone» и др.  
Азербайджан также намерен создать аналогичную модель развития.

Азербайджан по географическому расположению находится на подходящем и стратегическом пространстве, на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, на известном шёлковом пути, протягивающийся с Китая до Европы, также, на торговых путях севера–юга. Значит «соединительная концепция» исторически существовала в Азербайджане. Например, одним из главных компонентов такого соединения являлись каравансараи. Их основная функция заключалась в том, что верблюжьи караваны в течение дня преодолевали примерно 40 км. и останавливались, животных нужно было кормить и люди должны были отдохнуть. Именно для этого предусматривались каравансараи, это было одно из местопребываний. Значит, через каждые 40-50 км. можно встретить один маленький или  большие каравансараи для людей, проходящих ещё более длинные расстояния.

Но главной мишенью торговцев были города – мегаполисы Бухара, Самарканд, Табриз, Станбул, Халаб. Основные торговые операции проводились именно в мегаполисах. Эти города, мегаполисы создавали добавочную стоимость в экономике. Они имели две функции: транзит и создание добавочной стоимости. То есть, в первом случае эти города использовались для поездки в другие города и для отдыха в них, во втором, создавались новые продукты из продукций и сырья, доставленные из разных мест, эти новые продукты производились и продавались  в другие города и государства по более высоким ценам. Вторая функция: этим мегаполисам с экономической точки зрения было более выгодно, только оттуда они получали большой доход и  использовали их как переходной пункт. Тот же принцип актуален и в наши дни.

Сегодня Азербайджан по географическому расположению считается одним из транзитных стран/
Основу экономики страны организует нефтяной сектор и прибыль, получаемая от неё. Помимо этого, из Европы в Азию, из Азии в Европу через Азербайджан перевозятся боле  ста тысяч тонн груза. Но, к сожалению, Азербайджан может брать  дополнительную прибыль  за перевозку груза только на его территории. Тогда как, эти доходы могут превысить в тысячу раз. Каким образом? Просто. Используя перевозимые товары, в рамках зон специальной экономики создавать здесь новые производственные участки, перерабатывать эти товары, вывозить на мировой рынок новые продукты. Уже известны места для создания таких экономических зон. Таким путём, в стране откроются тысячами, сотнями рабочих мест, улучшится социальное положение населения, также, можно получить прибыль от продажи новых продуктов и от осуществляемых налоговых выплат, проводимых действующими здесь компаниями.

Значение для Азербайджана свободной торговли в Бакинском порту и  близ расположенной зоны. 
Отметим, что президент Ильхам Алиев подписал указ от 17 марта 2016 года о мероприятиях, связанный с особой экономической зоной типа Зоны Свободной Торговли, куда входит территория нового Бакинского Международного Морского Торгового Порта (терминал Алат)   посёлка Алят Карадакского района города Баку. С целью обеспечения исполнения указа 7 сентября 2016 года был подписан контракт между «Bakı Beunəlxalq Dəniz Ticarət Limanı” QSC и компанией World DP Объединённого Арабского Эмирата в качестве консультанта. Компания   DP World с 1985 года управляет 77 сухопутными и морскими терминалами в 50 странах, куда входит действующий порт Джабал – Али и его Свободная Зона  (JAFZA).По контракту, консультант–компания должна консультировать Азербайджанское государство о специальных зонах по усовершенствованию законодательства, о создании зоны по экономическому обоснованию, о концепции развития, инфраструктуры и управления, также, о видах и особенностях предпринимательской деятельности, которые будут осуществляться в зонах.   

Азербайджан придаёт очень большое значение этому проекту. Очень важно правильно обосновывать создание порта, транспорта, логистику инфраструктуры  и ЗСТ в Аляте. Потому что, в мире созданы несколько ЗСТ, но они не достигли успехов. Поэтому, очень важно создать правильную основу, соответствующее право режима и законодательную  базу. 

Главный директор "Bakı Beynəlxalq Dəniz Ticarət Limanı" QSC Талех Зиядов сказал, что сейчас подготавливается обоснование законодательного режима ЗСТ и техники-экономики. Уже планируется представить государству соответствующие документы. В эти дни законодательный проект о создании в Аляте Зоны Свободной Торговли  будет представлен в Милли Меджлис. Таким образом, в первой половине этого года в Азербайджане может действовать ЗСТ. 

Первый этап строительных работ, проводимые на территории Порта, должны закончить к концу 2017 года.

Сейчас главные работы проводятся на  "Ro-Ro" и на сухопутном грузовом терминале. 
По плану, вначале планируется создание транспорта и логистики инфраструктуры вокруг нового Бакинского Порта. Затем в зоне создадутся амбары и участки для сформирования добавочной стоимости. Так как здесь ожидается претворение в жизнь таких работ, как создание нефтяной, химической, фармакологической, лёгкой промышленности, производство различных видов товаров, упаковка, маркировка и др. работы.  Вера в успех этого дела очень велика и отмечают, что в ближайшие годы ЗСТ превратится в бренд Азербайджана. 

После завершения первого этапа в сутки порт сможет принять 1280 тонн груза.
Строительство состоит из трёх этапов. После завершения последнего этапа прогнозируется, что новый Бакинский Порт в Аляте в год может принимать груз весом в 1 миллион контейнера и 25 миллиона тонн разгрузочной мощности.

По показателям 2016 года,  указанной «Bakı Beynəlxalq Dəniz Ticarət Limanı" QSC, по всем услугам наблюдается в среднем 47 процента прироста. Самый большой прирост наблюдается при перевозке с помощью больших объёмистых транспортов, прицепов и другой транспортной техники. Последний адрес груза – это Казахстан и Туркмения. 

Алят может стать  экономическим центром региона. 

ЗСТ в Аляте даст толчок развитию в нашей стране производства продуктов марки "Made in Azerbaijan" и его популяризации. Одновременно, этот проект послужит развитию инфраструктуры города. Если всё это случится, то Алят через 20-30- лет превратится в торговый город. В настоящем времени для ЗСТ в Аляте выделено 400 гектаров участка, в будущем  государством намечается для этого выделить ещё 2 тысячи гектаров. 

Кроме этого, в Аляте будет сооружён воздушный порт. Этот проект предусмотрен также в плане зонирования и использования территории Баку.
В настоящее время в посёлке Алят проживает 10-12 тысяч жителей. Понятно, что создание вокруг порта ЗСТ  даст возможность открытию здесь большого количества рабочих мест, создадутся новые бизнесы, построятся новые здания, также здесь будут разворачиваться другие положительные процессы. Это превратит Алят в спутник города Баку, в современное и обеспеченное  пространство Центральной Евразии. Таким образом, Бакинский Международный Морской Торговый Порт внесёт вклад в развитие не нефтяного   сектора и разветвлению экономики Азербайджана и трансформации всего региона. 

По сообщению руководства порта был определён единый тариф, связанный с перевозкой груза через Азербайджан Транскаспийским Международным Транспортным Маршрутом, который недавно начал свою деятельность. Уже в этот консорциум вошли и другие страны. По нашему мнению, возможность единого тарифа послужит увеличению перевозки груза по коридору.
Помимо этого,  в этом году будет действовать электронная информационная база для облегчения деятельности  Бакинского Порта. Информационная база будет создана в рамках сотрудничества с Государственным Таможенным Комитетом, затем все работы будут автоматизированы, будут проводиться в электронной форме.
 В момент, когда приезжающие в Азербайджан большие грузовые автомобили проезжают  таможню на границе, в Бакинский Порт об этом будут поступать сведения. При помощи электронной информационной базы, когда автомобиль доезжает до порта, заранее зная на каком  морском транспорте будет отправка и  заранее зная другие сведения, то возможно будет запланировать движение в нужной форме.

Отметим, что тарифы на воду, газ, электрическую энергию в Азербайджане ниже, чем в других странах, что эти коммуникации существуют на территории и, что нет необходимости в осуществлении добавочных широкомасштабных проектов, также, близкое расположение посёлка к столице, производство нефти на Каспии и др. факторы подтверждают, что Алят достигнет успехов.

Взгляд со стороны
Руководитель порта Джибутин и его свободной торговой зоны Абубекр Омар Хади сказал, что Азербайджан в ближайшем будущем станет крупным транзитным местом соединения в регионе.
Он сообщил, что создание свободной торговой зоны вокруг Бакинского Международного Морского Торгового Порта – проект с большим будущим. По его словам, создание зоны свободной торговли важно для привлечения грузоперевозок и для потока инвестиций в страну. 

Председатель Морского Порта Дубайского Эмирата ОАЭ-ов, Таможни Джабал Али и его Комитета Свободной Зоны, председатель группы компаний «DP World», который только в первой половине 2016 года имел прибыль более 2-ух миллиардов доллара и исполнительный директор Султан Ахмед Султан бин Сулайем отметил, что с точки зрения, созданная    ЗСТ в  столице Азербайджана Баку, расположена в стратегических позициях.   Он сказал:

«Сегодня Баку находится в нужном положении. Азербайджан близок с  Россией, Грузией, также, и с Ираном. Предположим, что у меня в Китае действуют 3 карго-компаний. Для перевозки этого груза в Европу, мы  отсюда по железной дороге переправляем в Россию, оттуда в Баку, затем в Чёрное море и, таким образом, вывозим в Европу.

Сегодня  "DP World" во всех местах мира. Одним из факторов для создания такой же компании в Азербайджане  являются логистика, депо, дистрибуция. Кроме этого, Каспийское море богато нефтью. Таким образом, его можно использовать и как место распространения нефти и химической продукции». 

Он, считая город Баку очень красивым и быстро развивающимся, считает  полностью возможным создание в стране зоны свободной торговли: "К примеру, Джабал Али не так красив. После трудного рабочего дня люди хотят отлично провести время. Вы видите как красив Дубай и они своё время проводят здесь. Аэропорт, отели, основные коммуникации находятся в Дубае и есть возможность пригласить инвесторов сюда. Таким образом, они вкладывают  в страну свои инвестиции. В первое время это было тяжело. А теперь стало легче. И поэтому количество туристов, приезжающих сегодня в Дубай более 15 миллионов человек».  По мнению Султана, для создания в стране такой инфраструктуры политическая стабильность является главным фактором, в Азербайджане с этой точки зрения проблемы не существует. 

Сейчас остается…

Как видно, местные и зарубежные специалисты верят в большую перспективу Алятского порта. Но, к сожалению, деятельность компании, которая занимается строительством порта посёлка Алят, не считается удовлетворительным. По этому поводу даже президент Ильхам Алиев открыто выразил свои претензии.

Глава государства 10 января на заседании Кабинета Министров, посвященной социально-экономическим итогам 2016 года и предстоящим задачам, сообщил:  
В этом году должен завершиться первый этап строительства Алятского Международного Морского Порта. Также, вся инфраструктура, строительные работы, в том числе, оборудование - все эти мероприятия предусматриваются в государственной инвестиционной программе и будут исполняться.

Но нужно, чтобы и подрядчики этого проекта понимали свою ответственность. В течение года по этому поводу у меня были большие претензии, члены государства знали об этом. Некоторые исполнители равнодушно относились к этим вопросам, несмотря, что государство выделило средство, в 2016 году полностью эти средства не использованы. Это нетерпимо. Если они не понимают ответственность этого дела, если они безразлично относятся к делу, порученное государством, пусть знают, что после этого будут лишены всех государственных поручений. Поэтому, до конца осени этого года на первом этапе строительства Алятский Международный Морской Порт должен быть обеспечен оборудованиями, кранами, в противном случае, пусть обижаются на себя».  

И по этому, надо с серьёзностью относиться к стратегическим проектам, которые могут превратить Азербайджан в одну из развитых стран мира. В будущем Бакинский Международный Морской Торговый Порт  и созданная вокруг ЗСТ может сделать Алят Дубаем на Кавказе. По этому, и некоторые чиновники, которые привыкли сидя на удобных креслах подписывать документы, и другие не на шутку должны пропотеть над этим вопросом, должны показать свою работоспособность.

Источник: publika.az