В Стратегии действий по дальнейшему развитию страны и Государственной программе по ее реализации в  Год диалога с народом и интересов человека четко определены задачи по обеспечению продовольственной безопасности государства, наполнению внутреннего рынка необходимыми пищевыми продуктами, организации производства и глубокой переработки сель-скохозяйственной продукции. 

Несмотря на бытующее мнение, что продовольственную безопасность государства во многом определяет состояние сельскохозяйственной отрасли, огромная роль здесь принадлежит задействованным в этом механизме тысячам разных организаций, производств, которые также являются активными участниками процесса непрерывного обеспечения населения продуктами питания. 
Доля пищевой отрасли Узбекистана в ВВП составляет более 18 процентов. А это труд коллективов около 10 тысяч предприятий, среди которых 108 масложи¬ровых компаний, 1 313 производств по переработке плодоовощной продукции, 1 017 — по переработке мяса и молока, 1 137 — по выпуску кондитерских изделий.  

Основными участниками этого рынка в республике выступают предприятия «Узбекозиковкатхолдинг» с долей порядка 33 процентов от общего объема, «Уздонмахсулот» с долей в 15 процентов, «Узвиносаноатхолдинг» с долей в 9 процентов, а также частные производители, составляющие почти половину участников продовольственного рынка.

На крупнейшую холдинговую компанию «Узбекозиковкатхолдинг» возложена большая ответственность по разработке программ развития отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу, внедрению современных высокопроизводительных технологий переработки сельскохозяйственного  сырья. Вместе с тем поставлена задача и по организации производства современной тароупаковочной продукции с использованием передовых зарубежных технологий и дизайна.

Продукция полезная и безопасная

Сегодня в состав холдинговой компании входит свыше 300 предприятий разных форм собственности, специализирующихся на переработке плодов и овощей, мяса, молока и производстве пищевой продукции, в том числе и дочерние предприятия таких именитых компаний, как «Нестле», «УзБАТ», «Кока-кола», «Пепси», и других. Но вне зависимости от формы собственности и масштабов производства каждое из этих предприятий отличается прогрессивным подходом, отвечая на вызовы рынка гибкостью и мобильностью.

К примеру, сегодня мало кто не знаком с брендом «Молочный домик». Свежая молочная продукция, творожки, десерты, молоко, каймак и многое другое более чем в 70  «домиках» по всей столице поставляется ежедневно. Специалисты производства работают не только над качеством продукта, но и делают ставку на маркетинг. 

— Обычно покупателю трудно определиться с выбором, так как ассортимент молочных продуктов достаточно широк, — говорит директор предприятия «Ibragimov X. N» Хусан Ибрагимов. — Все производители используют практически одинаковую тару для подобных изделий, да и в оформ¬лении невелика разница. Мы собрали команду молодых выпускников профессиональных колледжей и вузов, рассчитывая на их свежий взгляд. И их идеи помогли нам продвинуться в бизнесе. Появившиеся в столице молочные домики качественной, натуральной и свежей продукцией сразу же привлекли покупателей. Данная форма продажи оказалась удачным маркетинговым ходом. 

Сейчас специалисты предприятия работают над расширением производства, ассортимента продукции, усовершенствованием упаковки изделий. Для этого закупается высокотехнологичное оборудование за рубежом, строится новый цех.

Также входящее в состав холдинговой компании ООО «Natural Juice» успешно работает на отечественном рынке уже более десяти лет. Если первое время предприятие выпускало соки под торговой маркой 

«Фруктовый сад», то уже к 2007 году запустило производство соков под  собственным брендом — «Сочная долина», а затем премиум-класса «Viko» и многое другое.  С каждым днем растет спрос на натуральные продукты, соответственно растут и объемы производства, что стимулирует увеличение объемов строительства новых цехов. На данных предприятиях, как и во всей отрасли, внедрена система менеджмента качества,  обеспечивающая безопасность и качество продукции на всех этапах  производства.

Это лишь малая часть того, что привносят в продовольственную безопасность представители малого бизнеса и частного предпринимательства. Не менее весомые проекты осуществляются отраслью для организации экспорта продовольствия. Здесь на компанию «Узбекозиковкатхолдинг» возложена ответственность по решению широкого круга вопросов.

Растут объемы и география экспорта

Сегодня экспорт — задача дня. Его стимулируют участие во всевозможных выставках и ярмарках как в республике, так и за рубежом, создание логистических цент¬ров. Ведь продовольственные товары отличаются весьма недолгим сроком хранения. Поэтому сущест¬венную роль в мировом товарораспределении, в том числе скоропортящейся плодоовощной продукции, играют логистические центры. В республике в соответствии с рядом нормативно-правовых актов до 2020 года предусмотрено создание 14 торгово-логистических центров в регионах по переработке, хранению, упаковке и экспорту плодоовощной продукции. При их организации внимание уделяется наличию соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей качественную перевозку, хранение, сортировку, калибровку, упаковку, сертификацию, а также экспорт. 

Благодаря своевременно принимаемым мерам Узбекистан за очень короткие сроки превратился из импортера в надежного экспортера плодоовощной продукции. Только в 2016—2020 годах, согласно прорамме по дальнейшему развитию сырьевой базы, углублению переработки плодоовощной и мясомолочной продукции, увеличению производства и экспорта продовольственных товаров, реализуется 180 инвестиционных проектов объемом почти в 596 миллионов долларов. Ныне отечественные фрукты и овощи в свежем и переработанном виде поставляются более чем в 50 стран. В последние годы в число импортеров нашей продукции вошли такие страны, как США, Испания, Австрия, Польша, Италия, Япония, Швейцария, и другие.

Так, если  в Польше большим спросом пользуются узбекская сушеная тыква, инжир, абрикос, а также слива, то в Республике Корея отдают предпочтение нашей черешне, да и замороженная дыня тоже пришлась тамошним потребителям по вкусу. А вот испанцы с удовольствием потребляют томаты, огурцы, свежий салат из Узбекистана. На фасоль, горох, тыкву и сушеную морковь спрос у австрийцев. 

Постоянный партнер — Индия на протяжении многих лет закупает узбекский маш. Только в прошлом году в эту страну экспортировано более 67 тысяч тонн этой бобовой культуры, что в три раза больше показателей 2015 года. В этот процесс вовлечено и акционерное общество «Узагроэкспорт», которое на основе заключенных прямых контрактов с такими индийскими компаниями, как «Shri Niwas Dall And Besan Mill», «Green Field Agro», «Avika Foods» и «Eco Green Import&Export» поставляет маш начиная с четвертого квартала 2016 года. Выращивают эту бобовую культуру на экспорт земледельцы Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областей. В январе текущего года «Узагроэкспортом» экспортировано уже более 300 тонн маша в Индию. А сейчас ведется работа  по выполнению заказа на отгрузку еще двух тысяч тонн этой продукции до конца месяца. К тому же по предложению индийских партнеров в текущем году в качестве эксперимента в разных регионах Узбекистана для дальнейшего экспорта планируется выращивание новых сортов маша, в частности, сорта «Black Matpe».

Новые контакты — новые контракты

О результатах проводимой работы по установлению сотрудничества, организации экспорта  отечественной плодоовощной продукции можно судить и по результатам прошедшей международной выставки  «ПродЭкспо-2017» в Москве, где были достигнуты договоренности на поставку плодоовощной продукции из Узбекистана на новые рынки, в частности, Монголии и Вьетнама. Теперь в эти страны будут поставлять свежие и сушеные фрукты, овощи и бобовые культуры. В рамках этой выставки состоялись встречи с представителями «Honkong Line Trading CO LTD» из Китая, ТОО «Метро Кэш Энд Керри» из Казахстана, белорусским ООО «Евроторг», российскими АО «Челны-хлеб», ООО «СПАР Тула», монгольским «Happy Fruits» и другими. По итогам этих мероприятий заключены экспортные соглашения на поставку свежей и переработанной плодоовощной продукции на 74 миллиона долларов.

Контракты на поставку продовольствия из Узбекистана на 151,2 миллиона долларов  заключены в ходе «Зеленой недели-2017» в столице Германии. На этом крупнейшем форуме в демонстрации последних достижений сельского хозяйства, животноводства, садоводства и пищевой промышленности участвовало свыше 1,6 тысячи компаний и фермерских хозяйств из 66 стран мира, в том числе Узбекистана. Агропромышленный потенциал нашей республики на этой престижной международной ярмарке представили такие внешнеторговые компании, как ХК «Узбекозиковкатхолдинг», ХК «Узвиносаноат-холдинг», АО «Узагроэкспорт», а также фермерские хозяйства из разных регионов нашей страны, представив широкий ассортимент свежих фруктов, овощей и бахчевых, сухофруктов, масложировой и винодельческой продукции, специй и приправ, переработанных плодоовощных культур, которыми богата наша земля. Гости национального стенда Узбекистана отметили качество и разнообразность сельхозпродукции, производимой в нашей стране. В частности, в ходе деловой встречи датские предприниматели, дегустировавшие свежую и сушеную продукцию, высоко оценили вкусовые качества узбекских фруктов и выразили готовность к сотрудничеству. Словом, договоры на экспорт плодоовощной продукции были подписаны с представителями Германии, Великобритании, Латвии, Южной Кореи, Индии, Китая, ОАЭ и Турции.

И это только малая часть мас¬штабной работы  по преобразованию продовольственного сектора республики, поддержке и содействию государства фермерским хозяйствам, предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции, производителям специализированной техники, что в итоге обеспечивает не только продовольственную безопасность нашего государства, но и наращивает экспортный потенциал страны. 

Дильдора РАУПОВА