22:40 / 27.04.2017
15792

Открытая, доброжелательная и прагматичная политика

Фото: УзА

Открытая, доброжелательная и прагматичная политика является конечной целью инициативы Узбекистана по формированию атмосферы добрососедства и созданию пояса благополучия

Узбекистан, отличаясь самой большой в Центральной Азии численностью населения, богатыми природными ресурсами и удобным географиче­ским расположением, играет ключевую роль в ее социально-экономическом развитии. Поэтому проводимая нашим государством внешняя политика, его отношения с соседними странами имеют важное значение в судь­бе всего региона почти с 70-миллионным населением. В этом же кроется и причина того, что сегодня международные эксперты, мировые средства массовой информации обращают пристальное внимание на внешнюю политику Президента Шавката Мирзиёева с соседними государствами.

В выступлении на совместном заседании палат парламента 8 сентября прошлого года глава государства особо подчеркнул, что главным приоритетом внешнеполитиче­ской деятельно­сти Узбекистана является регион Центральной Азии, с ко­торым связаны национальные интересы нашей страны. Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей — Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, сказал Шавкат Мирзиёев.

Соседей не выбирают

Это — правда жизни. Но как бы то ни было, найти общий язык с соседями и наладить дружеские отношения очень важно. Такая благородная цель отражена в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах. В данном программном документе обеспечение безопасности, межна­ционального согласия и религиозной толерантности, осущест­вление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики обозначены в качестве приоритетных направлений. Особое внимание уделено таким во­просам, как укрепление независимости и суве­ренитета государства, ­создание вокруг Узбекистана пояса безо­па­сности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны.

Как отметил министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов на состоявшемся недавно первом заседании Международного пресс-клуба, внешняя политика нашего государства предусматривает прежде всего эффективное использование всех политических и дипломатических возможностей для обеспечения безопасности и спокойствия народа. При этом огромное значение имеет формирование пояса благополучия вокруг Узбе­кистана. В последнее время установлены дружественные добрососедские отношения с приграничными странами, что является практическим результатом такого подхода.

Самое главное, наша внешняя политика не долж­на состоять из высокопарных девизов, она должна служить обеспечению для людей достойных условий жизни. Ведь основные задачи этой политики — укрепление веры народа в завтрашний день и в то же время внесение вклада в раз­витие страны. Все это ярко проявляется в наших отношениях с государствами-соседями.

На основе взаимного уважения

Сам факт, что первый государственный визит Президента Шавката Мирзиёева состоялся в Туркменистан, говорит о том, что дружественные отношения с соседними странами являются для нас приоритетом. Как подчеркивают эксперты, данный визит прежде всего имел статус государственного. Такие визиты в отношении определенного государства совершаются действующим Президентом только один раз. Если же рассматривать с точки зрения включенных в повест­ку дня вопросов, достигнутых договоренностей, значения и масштаба подписанных документов, то это был по-настоящему исторический визит.

Еще накануне данного события и в ходе него у многих возник вопрос: почему первый визит Президента Узбекистана был совершен именно
в Туркменистан? Этому есть несколько причин. Прежде всего он пол­ностью соответствует Концепции внешнеполи­тической деятельности ­Узбекистана. В данном документе развитие дружеских отношений соседствующих стран обозначено в качестве основного направления. В рамках визита главы государств подписали Договор о стратегическом партнерстве между Узбекистаном и Туркменистаном, способствующий дальнейшему укреплению исторически сложившихся между братскими народами отношений дружбы и добросо­седства. А это будет служить прочной основой для устойчивого, надежного и долгосрочного продолжения связей между нашими странами. Еще одно значение визита заключается в том, что установленные на уровне руководителей двух государств взаимное понимание и доверие станут фундаментом для новых перспектив сотрудничества.

 Государственный визит ­Президента в Казахстан также можно назвать важным практическим шагом на пути к созданию пояса благополучия во­круг Узбеки­стана. Если Казахстан является самым крупным го­сударством Центральной Азии по своей территории, то Узбекистан — ведущая страна по численности населения. Взаимные отношения этих государств оказывают положительное влияние на развитие всего региона. Последовательное выполнение подписанной в ходе визита Стратегии экономического сотрудничества на 2017—2019 годы, способствуя укреплению взаимодействия в различных отраслях экономики, послужит увеличению взаимного товарооборота до пяти миллиардов долларов США к 2020 году. Если учесть, что в 2016 году объем взаимного товарооборота между нашими странами составил два миллиарда долларов, то не будет преувеличением назвать это одним из первых успехов в фор­мировании пояса благополучия.

Необходимо особо отметить, что такие отношения сотрудничества активно продолжаются с Кыргызстаном и Таджикистаном. По информации министра иностранных дел Абдулазиза Камилова, достигнуто соглашение даже в таком сложном и тонком вопросе, как демаркация и делимитация наших границ с Кыргызстаном. К сегодняшнему дню четко обозначена государственная граница почти на тысяче километров и готовится соответствующий договор. Ожидается, что этот исторический документ будет подписан в рамках визита руководителя Кыргызстана в нашу страну. Самое важное — и Узбекистан, и партнеры хорошо понимают, что такие тонкие вопросы должны решаться на основе принципов добрососедства, взаимного уважения и признания интересов сторон.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что в отношениях с соседними государствами Узбекистан проявляет готовность к решению проблем, накопившихся после развала бывшего Союза или по различным объективным и субъективным причинам. Первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафоев на заседании Международного пресс-клуба также отдельно подчеркнул, что отношения с соседями являются самым важным направлением политики. Готовность к диалогу становится практиче­ским аспектом данного приоритета. Пересечение интересов в отношениях с соседями — это естественный процесс. Не уходить от обсуждения вопросов, а достигать разумных договоренностей — вот что является самым первым и основным критерием руководства Узбекистана во внешней политике, сказал С. Сафоев.

Практическое проявление народной дипломатии

В Государственной программе по реализации Стратегии действий в Год диалога с народом и интересов человека особо отмечена необходимость активизации народной дипломатии. Еще одними из важных факторов формирования пояса благополучия считаются расширение культурных и гуманитарных связей с соседями, налаживание взаимных поездок граждан. С целью воплощения этого принципа были организованы поездки в соседние страны в виде народной дипломатии с участием населения приграничных областей.

К примеру, узбекский и казахский народы испокон веков жили бок о бок и, более того, скрепились родственными узами. По инициативе Президента открыта широкая дорога к упрочению связей между отдельными регионами двух стран, что еще сильнее ­укрепляет наше сотрудничество. Из Узбекистана в ­Казахстан, из Казахстана в Узбекистан состоялись визиты делегаций разных уровней. В текущем году делегация Ташкентской области побывала в Казахстане, а делегации Кызылординской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей — в Узбекистане. Такие поездки воодушевили не только тех, кто живет рядом с границей, но и представителей всего региона. В Совместной декларации о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан стороны взяли на себя ответственность и далее создавать благоприятные условия для проживающих на территории двух государств узбекской и казахской диаспор в деле сохранения и развития родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев.

Подобное соглашение было достигнуто и в рамках визита в Туркменистан. Так, 4—5 февраля этого года состоялись поездки делегаций Бухарской и Хорезмской областей в Лебапский и Дашогузский вилаяты Туркмени­стана, в ходе которых были проведены переговоры между администрациями соответствующих территорий, представителями деловых кругов и общественности. Участники поездки выра­зили особую удовлетворенность высоким уровнем отношений братских стран и народов, которые основаны на взаимном доверии и уважении. Также была отмечена важность развития прямых контактов и близкого партнерства на уровне регионов, прежде всего торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. Здесь уместно вспомнить, что сегодня в разных областях Узбеки­стана живут около 189 тысяч туркменов. Их дети учатся в 47 школах с туркменским языком обучения.

Такие же поездки осуществляются и с другими соседними странами.

Словом, отношения Узбекистана с государствами-соседями основываются на принципах дружелюбия, добрососедства, признания взаимных интересов и готовности к диалогу для решения любых вопросов. Такой подход, то есть формирование пояса благополучия вокруг нашей страны, в конечном итоге будет служить дальнейшему укреплению стабильности в регионе, созданию достойных условий жизни для наших народов и развитию стран устойчивыми темпами.

Кобил ХИДИРОВ

Top