22:03 / 16.06.2017

Астрономы Узбекистана отметили вспышку самой новой звезды

Фото: academy.uz

На Майданакской обсерватории Астрономического института Академии наук РУз обнаружена вспышка сверхновой звезды. Это одно из самых грандиозных явлений во Вселенной. Вспышка произошла в спиральной галактике NGC 3938 в созвездии Большой Медведицы. Согласно современным представлениям звезды тоже рождаются, живут (развиваются) и умирают. Причем все эти процессы происходят постоянно и в наши дни. На конечной стадии своего развития некоторые звезды взрываются. В этот момент в окружающее пространство выбрасывается невообразимо большое количество раскаленного в недрах звезды вещества. На месте еле заметной или вовсе не видимой с Земли звездочки возникает ярчайшая звезда. Наблюдения таких явлений проливает свет на понимание фундаментальнейших вопросов мироздания: эволюции звезд. В зависимости от массы остатка на месте вспыхнувшей звезды образуется нейтронная звезда или черная дыра.

Сверхновая звезда, получившая номер SN 2017ein, обнаружена в рамках программы Мониторинга близлежащих галактик, которая проводится на Майданакской обсерватории в рамках программы международного сотрудничества с ведущими обсерваториями мира. В настоящее астрономы Узбекистана продолжают вести непрерывный мониторинг SN 2017ein с целью детального изучения изменения блеска этой звезды.

Следует отметить, что вспышки сверхновых звезд случаются довольно часто. Одна из таких вспышек произошла в 1006 году. Недавно немецкие ученые в уникальной рукописи «Китаб ал-Шифа», принадлежащей перу Абу Али ибн-Сино и хранящейся в знаменитой Бодлеянской библиотеке в Великобритании обнаружили подробное описание этого явления. Известно, что Ибн Сина с 1002 по 1008 год работал в Хорезмской Академии Мамуна, так что эта работа является новым фактом в истории изучения деятельности Академии. Кроме того, этот факт показывает насколько широк был круг научных интересов нашего великого соотечественника, который больше известен своими трудами в области философии и медицины.