Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан предусматривает кардинальные шаги по реформированию системы государственного управления и государственной службы. Их индикатором должна стать оценка прежде всего гражданами эффективности деятельности госорганов.

И данная оценка, как показали исследования специалистов Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», сегодня имеет тенденцию к улучшению. Так,  если в первом квартале 2017 года 47,1 процента респондентов высказались за позитивную оценку, то уже во втором квартале — 48,8 процента. Причем удовлетворенность решением госорганами актуальных социально-экономических вопросов  выше в Хорезмской, Бухарской, Джизакской, Наманганской и Андижанской областях, в Каракалпакстане (более 50 процентов опрошенных). Положительно оценили работу госструктур в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Ташкентской и Навоийской областях меньше 38 процентов участников исследования.

Открытость и прозрачность

Практически все участники опроса считают эти два показателя деятельности местных органов власти важнейшими факторами ее эффективности, основой обратной связи между гражданами и органами исполнительной власти.

Почти половина респондентов — 49,2 процента — считают, что «информация о деятельно­сти органов исполнительной власти на местах открыта и доступна». И этот показатель за три последних месяца вырос на 9,5 процента. В то же время, по мнению каждого третьего участника опроса, «информация открыта не вся и доступна не всем гражданам».

Что волнует

В ходе исследования были определены основные группы проблем, с которыми граждане идут в государственные инстанции. Это экономические — уровень оплаты труда, цены и тарифы на коммунальные услуги, товары широкого потребления, трудоустройство; социальные — обеспечение жильем, деятельность учреждений здравоохранения и образования, семейные конфликты; социальной инфраструктуры — коммунальные услуги, экология, транспорт; вопросы законности и правопорядка — права человека, коррупция.

Необходимо отметить, что опрос показал снижение остроты и актуальности многих из них. Успешность деятельности госструктур респонденты видят прежде всего в своевременном выявлении и удовлетворении реальных потребностей социальных групп людей, усилении межведомственного взаимодействия.

85,8 процента опрошенных отмечают позитивные изменения в сфере предпринимательства, указывая на то, что в их области, городе или районе созданы благоприятные условия для открытия и развития собственного бизнеса. За по­следнее время усилилась социальная защита граждан, особенно пенсионеров, инвалидов, ветеранов и других уязвимых слоев населения. Заметно активизировалась работа правоохранительных органов по защите и обеспечению прав и свобод человека. В семейных поликлиниках в основном своевременно и качественно оказывают  медицинские услуги.

Каждый второй опрошенный ответил, что «обеспечение холодной водой стабильно». 46,6 процента респондентов отмечают, что мусор в местах их проживания вывозят регулярно и без перебоев. 41,5 процента заявили об отсутствии проблем с поставкой природного газа. Каждый третий удовлетворен снабжением горячей водой или электроэнергией. В то же время почти 70 процентов респондентов отметили, что не имеют доступа к централизованному отоплению, каждый третий — к линиям горячей воды и газа, 28,6 процента не подключены к питьевому водоснабжению, 27,8 процента жалуются на то, что не вывозится мусор.

Есть результат

Анализ результатов исследования показывает: чем выше уровень удовлетворенности граждан госуслугами, тем выше и результативность работы конкретных организаций. 87,3 процента респондентов при опросе ответили, что довольны уровнем обеспечения личной безопасности, защиты здоровья, чести, достоинства, прав и свобод. 86,6 процента респондентов высоко оценивают обеспечение порядка и законности в общественных местах. 76,7 процента удовлетворены деятельностью правоохранительных органов по борьбе и профилактике преступлений.

На современных благоустроенных рынках представлен необходимый ассортимент сельхозпродукции, товаров широкого спроса — так считают 83,1 процента участников исследования. Улучшается работа общественного пассажирского транспорта.

Вместе с тем каждый третий отмечает, что в его области, районе или городе  «создается недостаточно рабочих мест, непросто найти стабильную работу с достойной оплатой труда». 

Анализируя полученные данные, специалисты Центра «Ижтимоий фикр» сделали вывод, что в результате осущест­вляемых сегодня реформ общество становится более информированным, происходит принципиальное обновление понимания гражданами роли государственного управления, его масштабности и эффективности. В стране создаются условия и предпосылки для действенного и результативного функционирования системы госуправления.

Воспринимая открытость гос­органов как готовность решать все насущные вопросы, видя реальные перемены, как открываются новые возможности для получения хорошо оплачиваемой работы, стабилизируется выплата заработной платы, улучшаются бизнес-среда, социальная защита, узбекистанцы поддерживают политику руководства страны. Также нужно сказать, что абсолютное большинство участников опроса отметили роль созданных народных приемных Президента Республики Узбекистан в обеспечении социальной справедливости, налаживании активного и открытого диалога государства и общества.

По материалам
Центра «Ижтимоий фикр» подготовила
Лилия Ахмеджанова.