19:22 / 15.05.2020
17862

«Урегулирование вопроса о государственном языке относится к внутренней политике суверенного государства» - Акмал Бурханов ответил на слова Марии Захаровой

Председатель общенационального движения «Юксалиш» Акмал Бурханов ответил на комментарий официального представителя МИД России Марии Захаровой по обсуждению законопроекта, устанавливающего приоритет государственного языка в официальных кругах Узбекистана.

Акмал Бурханов и Мария Захарова

14 мая на сайте Министерства иностранных дел России были опубликованы ответы, данные в ходе брифинга с участием c. В одном из вопросов попросили прокомментировать законопроект, устанавливающий ответственность должностных лиц за ненадлежащее обеспечение делопроизводства на государственном языке в Узбекистане.

Мария Захарова заявила, что в Узбекистане сторонников такого законопроекта очень мало.

«Мы обратили внимание на полемику в средствах массовой информации, вызванную данным законопроектом. Складывается впечатление, что его сторонники в явном меньшинстве. Большинство комментариев свидетельствует о сохранении русского языка в официальном обиходе, что в полной мере соответствует духу истории, времени и качеству двусторонних отношений. А главное – интересам самих граждан Узбекистана, которые зачастую делают выбор в пользу учёбы и работы в России» - сказала она.

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, председатель общенационального движения «Юксалиш» Акмал Бурхонов на своей странице в мессенджере Telegram прокомментировал данный ответ российского официального лица.

1.    Урегулирование вопроса о государственном языке входит в вопросы внутренней политики суверенного государства.

2.    Осуществление программ по русскому языку в сотрудничестве с Россией выражает степень уважения к представителям другой национальности, проживающим в нашей стране. Однако в Узбекистане государственным языком является узбекский язык, и делопроизводство в государственных органах на государственном языке является законным требованием.

3.    На каком основании Захарова пришла к выводу о том, что сторонники данного законопроекта составляют меньшинство, и в официальном делопроизводстве полностью сохранился русский язык?

4.    Делопроизводство в государственных ведомствах на узбекском языке не должно никоим образом воздействовать на динамику взаимоотношений Узбекистана и России. Вправе ли официальный представитель России рассуждать о том, противоречит ли этот вопрос интересам граждан Узбекистана, или не противоречит?

Блогер Мухрим Азамхужаев отметил, что современное качество взаимоотношений Узбекистана и России никоим образом несоразмерно с вопросом языка, и призвал депутатов и сенаторов принять законопроект, укрепляющий приоритет государственного языка, подобно тому, как они приняли инициативу присоединения к ЕАЭС.

Блогеры Хушнудбек Худайбердиев и Нозим Сафари обвинили Марию Захарову в предоставлении ложных сведений о том, что большинство жителей Узбекистана являются сторонниками русского языка.

Пока что МИД Узбекистана не прокомментировал слова официального представителя Министерства иностранных дел РФ.

Напоминаем, что в апреле Министерством юстиции был разработан законопроект, предусматривающий ответственность должностных лиц за ненадлежащее обеспечение делопроизводства на государственном языке.

Министерство подчеркнуло, что в некоторых государственных органах не соблюдается законодательство о государственном языке, и не ведётся делопроизводство на узбекском языке. В связи с этим было предложено внести в статью 42 Кодекса об административной ответственности дополнение следующего содержания: «Несоблюдение требований законодательства о государственном языке при ведении делопроизводства в государственных органах и организациях влечёт за собой штраф для должностных лиц в размере от двух до пяти размеров базовой расчётной величины».

Это предложение широко обсуждалось в социальных сетях, в последствие министерство дало официальный комментарий, подчеркнув, что делопроизводство в государственных органах на государственном языке не нарушает никакие гражданские права.

·       21 декабря 1995 года был принят закон «О государственном языке Республики Узбекистан» в новой редакции. В соответствии с настоящим законом, государственным языком в стране является узбекский язык. Согласно статье 10, «на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях делопроизводство, учётно-статистическая и финансовая документация ведутся на государственном языке, а в коллективах, где большинство работающих не владеет государственным языком, может осуществляться и на других языках».

Top