21:12 / 06.11.2020
9287

«Я не хочу, чтобы моя мама плакала по телевизору!»

Говорят, что человек привыкает ко всему. Так знайте: привыкать ко всему – преступление! Например, к безразличию, к равнодушию. Привыкать молча проходить мимо, увидев кого-то в тяжёлом состоянии. Если эта беда коснётся общества, тогда это – трагедия.

Иллюстративное фото

Когда мы постучались в одну квартиру в целях изучения поступившего обращения, изнутри послышался голос: «ключ на газовом счётчике, дети меня закрыли и ушли, открывайте сами». Мы вошли и увидели: женщина лет 40 прикована к постели, и, к сожалению, не только болезнью, но и грузом проблем.

Мы пообщались, уговорили её рассказать о своих проблемах на камеру, чтобы получить «железное доказательство», хотя она и не хотела. В это время из школы вернулся её сын-шестиклассник и бросил на нас удивлённый взгляд. В его глазах промелькнули искры смущения.

- Зачем вы снимаете маму на камеру? Хотите показать по телевизору? – поспешно спросил мальчик.

Мы постарались объяснить ему, в чём дело, но только чуть позже осознали, как затрепетало его детское сердце.

- Не нужно. Всё равно нам никто не поможет. Мы с сестрой ходили к дяде (он назвал имя одного из самых богатых предпринимателей региона), плакали, но он нам не помог, хоть и богатый. Я не хочу, чтобы мама плакала по телевизору!

На одной чаше весов оказались горести матери и душа ребёнка. Дабы не делать больно ребёнку, и по просьбе матери, мы не стали выкладывать на сайт наши видеозаписи.

Но всё услышанное и увиденное не давало нам покоя, и мы решили осветить ситуацию без адреса и анонимно. Поскольку, бывают случаи, когда, услышав рассказ о судьбе одного человека, вы чувствуете, что печаль на его сердце затрагивает всё общество, потому что эти беды не чужды сотням людей.

Эта женщина 10 лет назад развелась с мужем, осталась одна с двумя детьми. Уже 8 лет борется с тяжёлым заболеванием. Болезнь прогрессирует, и она не может самостоятельно двигаться. За ней ухаживают несовершеннолетний сын и дочь. Когда дети уходят в школу, она вынуждена их дожидаться.

Мы подумали про себя: скорее всего, когда сын и дочь в школе, она лежит и переживает за будущее своих детей, ведь она мать!

Расставшись с мужем, она скиталась по съёмным квартирам с детьми. В 2018 году, после уплаты начального взноса, ей выделили один из трёхкомнатных домов, построенных на основе типового проекта.

Она с трудом осуществляла ежемесячные платежи за дом. Но из-за полиартрита её суставы перестали двигаться, и она не может встать с постели. Осталась без средств к существованию. Между тем, каждый месяц ей нужны лекарства на 2-3 млн сумов. Врачи назначили операцию. У неё не было средств, пришлось занимать. Операция состоялась. Таким образом, с одной стороны – хозяйство, с другой стороны – ежемесячные платежи за дом, оплата коммунальных услуг, лекарства, долг – в общем, целый круговорот проблем.

По её словам, оказавшись в затруднительном положении, она обратилась в районный хокимият. Пришла представитель женсовета, изучила ситуацию, и сообщила, что ей могут выдать швейную машину, и она будет таким образом зарабатывать. Но ведь у женщины не действуют руки, она не сможет шить. Поэтому от швейной машины она отказалась.

Впоследствии, куда бы она ни обращалась, ей везде отвечали одинаково, «тыкали носом» в то, что она отказалась от швейной машины.

Люди смогут понять, что такое «безвыходное положение», только когда сами в нём окажутся. Верно, махалля время от времени помогала. Но суть вопроса заключается вот в чём: начались действия, чтобы изъять дом у этой женщины-инвалида, потерявшей кормильца, слабой физически и в финансовом плане, потому что «она не осуществила платежи»... А обращения за помощью повисли в воздухе.

Вместе с тем, возникает несколько вопросов по поводу нашей системы социальной защиты. Не пришло ли время задать их хотя бы самим себе?

Почему нет ни одного ведомства или фонда, который может спасти от подобной ситуации человека, оказавшегося в затруднительном положении? Или они всё же есть? Если есть, тогда почему хокимият Кызылтепинского района не направил туда обращение этой женщины, чтобы оказать ей оперативную помощь? Это один из вопросов.

Возьмём ситуацию, с которой мы столкнулись.

Ведь ясно как день, что если предоставлять жильё женщинам в таком положении, то ни одна из них не сможет регулярно осуществлять месячные платежи?! И насколько правильно после этого изымать у них дом и выгонять на улицу?

Обратим внимание на Положение «О предоставлении доступных жилых домов женщинам, находящимся в тяжёлом социальном положении, матерям с инвалидностью, малообеспеченным, воспитывающим детей в неполной семье и нуждающимся в улучшении жилищных условий», утверждённое постановлением Кабинета Министров от 12 апреля 2018 года.

Положением установлено, что начальный взнос, требуемый для строительства доступного жилья, будет выплачиваться за счёт общественного фонда поддержки женщин и семьи, а также, в случае необеспеченности претендентки, отсутствия постоянного дохода и недостаточной кредитоспособности, - за счёт средств организации, где она работает, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, благотворительного общественного фонда «Махалля», а также других источников, не запрещённых законодательством.

Если разделить этот пункт на конкретные категории, установить виды платежей, исходя из социального положения, то, скорее всего, можно было бы избежать таких прискорбных случаев.

К примеру, социальное положение малообеспеченной женщины может со временем улучшиться, и она может стать платёжеспособной. В жизни часто встречаются случаи, когда женщины, оказавшиеся в сложной социальной ситуации, впоследствии смогли найти своё место под солнцем. Но, возможно, было бы правильным обеспечивать женщин-инвалидов, да ещё и потерявших кормильца, полностью за счёт государства?

Как мы уже говорили, это один из наших вопросов к сфере социальной защиты.

Мать, прикованная к постели, не должна проливать слёзы от безысходности! Не нужно навешивать на неё клеймо «кляузницы» за написанные обращения, а в глазах 13-летнего ребёнка не должно читаться недоверие ко всему обществу. Потому что...

Привыкать ко всему – преступление! Например, к безразличию, к равнодушию. Привыкать молча проходить мимо, увидев кого-то в тяжёлом состоянии. Если эта беда коснётся общества, тогда это – трагедия.

P.S. Коллектив сайта Kun.uz решил оказать помощь семье этой женщины в размере 30 млн сумов.

Руслан Сабуров, корреспондент Kun.uz

Top