Как возвращаются покупателям деньги за лекарства, проданные по завышенной цене?
![](https://storage.kun.uz/source/10/Iy_s7W8FbsuWpG42YhFwfrtn9Z8uh79V.jpg)
Фото: uzpharmagency.uz
Согласно действующему законодательству, цены на лекарства имеют ограничения.
Прежде всего, когда тот или иной препарат впервые импортируется или производится в Узбекистане, он регистрируется в Фармацевтическом агентстве. При регистрации формируется фиксированная (базовая) цена препарата.
Согласно законодательству, оптовики могут наценивать на препарат до 15 процентов, а розничные продавцы - до 20 процентов, независимо от количества посредников. То есть максимальная наценка на лекарства установлена в размере 38% от начальной цены, и продажа дороже этой цены считается правонарушением.
Если при сканировании покупателем QR-кода с чека, полученного в аптеке, в приложении «Soliq» для получения кешбэка, будет обнаружено, что лекарство продано дороже указанного предела, система автоматически отправит об этом сообщение в Комитет по конкуренции. На основании этого должностные лица аптек будут привлечены к административной ответственности, а излишне переплаченные деньги будут возвращены потребителю.
Элмурод Хаитметов, глава управления Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, ответил на некоторые вопросы Kun.uz об этом процессе.
– Потребитель покупает лекарство и сканирует чек с QR-кодом в приложении «Soliq» и, если препарат продан по завышенной цене, в Комитет будет автоматически отправлено сообщение. Не могли бы вы разъяснить следующий шаг: как потребителям возвращаются деньги?
— При сканировании чека информация поступает в базу данных Налогового комитета, база данных Налогового комитета сравнивает цену [автоматически] с ценами на лекарства в базе данных Агентства по развитию аптечной сети (предельные цены — в базе данных агентства). После этого эта информация будет отправлена в нашу базу данных Fair Tech, на основе которой мы проведем изучение. При необходимости мы получим разрешение Бизнес-омбудсмана на проведение проверки хозяйствующего субъекта. В случае подтверждения правонарушения, будут приняты меры по возврату потребителю излишне взысканных денег.
Все будет рассмотрено комиссией в установленном порядке. Владелец аптеки (предприниматель) перечислит деньги потребителю на банковскую карту или вернет наличные. Если он вернёт наличными, то представит нам расписку с паспортными данными потребителя, а если он перевел на карту, то передаст нам выписку.
В большинстве случаев оплата осуществляется на пластиковую карту. Определить владельца карты несложно и также несложен контроль возврата каждому потребителю.
- Разъясните, пожалуйста, как возвращают наличные деньги потребителям.
- Определить потребителя при оплате наличными — дело непростое. Закон о защите прав потребителей предусматривает возврат средств в той же форме, в которой была произведена оплата. Если идентифицировать потребителя не удастся, будет рассмотрен вопрос о взыскании в бюджет.
Существует определенная доля оптовых торговцев лекарствами, которые используют электронные счета-фактуры, привязанные к налоговой базе. Поэтому там порядок несколько проще. С частными лицами ситуация немного сложнее. Есть проблема с наличными. Если удастся определить конечного потребителя, сумма будет возвращена потребителю, если нет —сумма будет взыскана в доходы бюджета.
- В прошлом году предприниматели-фармацевты были недовольны именно функционированием системы Fair Tech и обратились к нам. Они жаловались, что за месяц произошли тысячи случаев нарушений из-за того, что в базе Фармагентства были неправильно сформированы референтные цены. Бизнесмены рассказали, что раньше цены обновлялись один раз в год, затем, после жалоб, их стали обновлять раз в 6 месяцев, но и тогда наблюдались несоответствия в ценах на многие лекарства. Была ли эта проблема решена?
- Это новый порядок, но он теперь гораздо более организован. А эта проблема действительно существует. Цены устанавливает Агентство по развитию аптечной сети. Референтные (предельные – ред.) цены формируются на основании положения, утвержденного Минюстом 10 июня 2020 года. Цены могут меняться из-за изменения, скажем, страны фактической покупки или импорта субъектом предпринимательской деятельности, и не исключены случаи, когда агентство не сможет своевременно отреагировать.
Но если предприниматели подадут заявку, агентство скорректирует цены. Работает эта процедура следующим образом: заявитель входит в информационную систему с электронно-цифровой подписью для регистрации или перерегистрации предельных цен, после чего в режиме реального времени направляет документы (письмо, договор или доверенность), подтверждающие право на регистрацию или перерегистрацию предельных цен, а также перечень лекарств, зарегистрированных в Узбекистане, на которые фиксируются предельные цены.
Рабочий орган проверит, является ли заявитель владельцем свидетельства или его уполномоченным представителем в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления. После подтверждения, он регистрирует заявку в информационной системе и направляет информацию об этом заявителю через информационную систему или адрес электронной почты.
После регистрации в информационной системе заявитель будет иметь право внести данные для учета предельных цен на лекарственные средства, указанные в заявке.
При этом возможен ввод предельных цен, установленных в национальной валюте Республики Узбекистан, для каждого торгового наименования лекарственных средств с учетом формы лекарственного средства, количества в упаковке, дозы, концентрации, объема упаковки.
Заявитель имеет право подать заявление о перерегистрации предельных цен в срок не более 1 раза в 3 месяца.
- Нарушение может произойти из-за неправильного ввода кодов ИКПУ лекарств в аптеках. Как действует комитет в таких ситуациях?
- При оформлении счета-фактуры в аптеке во многих случаях при внесении кода препарата в базу данных кассир набирает первые 2-3 буквы названия препарата, при этом названия других препаратов, подобных этому появляются из базы данных. На это наименование будет выставлен счет и проставлен код препарата. В этом случае бухгалтеры аптеки или специалисты по расчету, не обращая особого внимания, выставляют счет.
После этого, когда потребитель сканирует чек, база данных автоматически сравнивает его с предельной ценой, рассчитывает разницу и отправляет ее в Fair Tech. Когда мы получаем информацию и выходим на проверку, оказывается, что это ошибка при выставлении счета-фактуры. В таких случаях мы не предпринимаем никаких действий в отношении субъекта хозяйствования, а оформляем первичные документы. Такие случаи тоже нередки.
- Допустим, если предельная цена препарата составляет 10 000 сумов, а предприниматель продает его за 10 100 сумов, будет ли это нарушением? Таких случаев могут быть миллионы, не потребует ли решение каждого из них слишком много времени и ресурсов?
- 107 773 случая — вот то, что мы успели выявить. На самом деле таких случаев больше. Fair Tech ограничена в своих возможностях полностью обрабатывать полученную информацию. Нам сложно бороться с человеческим фактором. Мы дорабатываем и принимаем меры по мере возможности. Потребители также спрашивают, что будет, если в аптеке не выдадут чек. Вчера звонил клиент с этим вопросом. Конечно, здесь нужна потребительская активность, о таких случаях мы получили около тысячи обращений помимо Fair Tech. В этих случаях аптека не выдавала потребителю чек, лекарства продавались по завышенной цене и жалобы на цены оставлялась на горячей линии. После изучения обращений было возвращено около 100 миллионов сумов.
Мы надеемся, что нам удастся призвать владельцев аптек к бдительности. Есть закон, есть штраф за продажу дороже установленной цены. Уплата штрафа за нарушение приводит к снижению доходов предпринимателя. Посредством этого мы стремимся к профилактике и регулированию. Я считаю, что 15 % оптовику и 20 % розничному торговцу — это вполне разумная наценка.
Беседовала Мадина Очилова.
Советуем прочитать
Кровавая ночь в особняке: кто убил самаркандского предпринимателя Шомурода Нурмаматова?
Общество | 18:34 / 29.01.2025
«Условия слишком сложные»: ни один узбекистанец не отправлен на работу в Канаду
Узбекистан | 14:01 / 18.01.2025
«Мне сказали, что я сам вывез свою машину»: продолжение расследования аферы с выкупом автомобилей
Узбекистан | 19:33 / 04.12.2024
Бесхозная таможня и пропадающие автомобили – большое расследование Kun.uz
Узбекистан | 17:51 / 28.11.2024
Последние новости
-
FT: Россия хочет создать торговый блок для конкуренции с Западом и Китаем
Мир | 18:52 / 10.02.2025
-
Сертифицированные учителя узбекского языка также получат 50% надбавку
Узбекистан | 18:37 / 10.02.2025
-
От скидочных билетов до штрафов: как работает система оплаты проезда в разных странах
Мир | 18:16 / 10.02.2025
-
Афганистан требует от США вернуть изъятые вертолеты
Мир | 17:57 / 10.02.2025
Новости по теме
![](https://storage.kun.uz/source/thumbnails/_medium/11/9XqpgSX1KmvzUdyrY_FTEf2s2C0UfDo6_medium.jpg)
12:13 / 06.02.2025
В Фергане пресечена торговля поддельными и несертифицированными лекарствами
![](https://storage.kun.uz/source/thumbnails/_medium/11/LBln85T5bsf0iQNDCcAcV4RifWfA7LFW_medium.jpg)
17:20 / 03.02.2025
Цены на золотые слитки Центрального банка побили рекорд
![](https://storage.kun.uz/source/thumbnails/_medium/11/8qzpfHeJiKjUWD46yEoVDj1isOSGFVtg_medium.jpg)
12:05 / 31.01.2025
«Таможенные пошлины помогут местным производителям» — глава Фармагентства
![](https://storage.kun.uz/source/thumbnails/_medium/11/Dvv5kH8gej0laVMkwDZxXqyc4ha4KjKf_medium.jpg)
17:13 / 30.01.2025