Узбекистан | 11:15 / 07.12.2024
4902
8 минут чтения

«Бычка, стоимостью 20 миллионов, мясник забрал за 500 тысяч»: в Риштане скот погибает от болезни

В Риштанском районе Ферганской области крупный рогатый скот массово гибнет от нодулярного дерматита. Люди боятся покупать говядину, а мясники из соседних районов скупают больных животных за бесценок. «Возможно, зараженное мясо попало на бойни, в колбасные цеха или столовые. Жители, которые живут разведением скота, в панике», — говорит один из местных фермеров.

Корреспондент Kun.uz посетил кишлак Зохидон, где распространилась болезнь, и побеседовал с местными жителями, потерявшими свой скот из-за заболевания.

Распространение болезни

По словам жителей, ранее болезнь началась в Бувайдинском районе, а теперь распространилась на другие кишлаки Риштанского района, а также на Ханкиз, Чимён и Маргилан в Ферганском районе.

Скупка больного скота

Местные жители сообщают, что крупный рогатый скот, стоимость которого ранее доходила до 20 миллионов сумов, теперь продается мясникам за 500 тысяч сумов. Один из фермеров рассказал, что отдал двух больных быков за миллион сумов. «Мы не знаем, куда уходит это мясо — на бойни, в столовые или колбасные цеха. Вакцина, говорят, стоит 200 000, а куда деваться, приходится платить. Один мой знакомый, чтобы не стать свидетелем смерти своей мучающейся коровы, отдал её мяснику просто так».

«Спасли нашу корову, слава богу...»

«Наша корова внезапно перестала есть траву и пить воду. Потом у неё опухли ноги, она начала хромать. Доктор делал уколы в течение четырёх дней, после чего состояние животного немного улучшилось. Затем на теле появились высыпания, которые высохли и отпали после лечения. В деревне у многих погиб скот.

Слава Богу, наша корова выжила, тысячу раз благодарю. Теперь надеюсь, что она полностью восстановится. Она была на сносях, и мы боялись, что потеряет телёнка, но, к счастью, этого не произошло. Жена говорит, что её молоко целебное, поэтому, несмотря на трудности, мы продолжим держать корову», — рассказывает житель деревни Зохидон Хомиджон Махмудов.

«Два быка, которых я откармливал для свадьбы, погибли...»

«Я растил скот с благими намерениями — для свадьбы. Но пришла болезнь, и мои быки погибли. Я сам закопал их.

Сначала ноги животных опухли, они начали хромать. Мы обратились к врачу, но это не помогло. Делали разные уколы, давали лекарства. Лечили их в течение недели-двух, потратили 2–3 миллиона сумов на препараты, но спасти быков не удалось. Я не слышал, чтобы кто-то полностью вылечил животных от этой болезни. В нашей махалле по два-три животных гибнут в каждой семье. Каждый раз, проходя мимо пустого сарая, я не могу перестать думать об этом и расстраиваюсь.

Люди больше не едят говядину, предпочитают баранину. Говядина почти не продаётся. Говорят, что на рынке продаётся мясо больных животных, и поэтому у людей пропало желание покупать и есть его. Мы просим помощи у правительства», — говорит Алишер Абдумуталов, потерявший двух быков.

«В кишлаке не осталось скота...»

«Я занимаюсь животноводством. Теперь боюсь покупать скот на рынке. Мы сможем продолжить работу только после исчезновения болезни. На скотных рынках торговля идёт, но всё на свой страх и риск. Ветеринары не успевают справляться с нагрузкой.

Всем стало тяжело. В деревне скот практически полностью вымер, а ведь жители живут за счёт животноводства. Нужно принимать конкретные меры. Необходимо точно диагностировать болезнь. Мало врачей, которые могут уверенно лечить. Честно говоря, сейчас используют лекарства наугад.

Ветеринары стараются, но не всегда удаётся вылечить. В нашей махалле уже не осталось скота. Мы просим помощи у правительства. Люди боятся сообщать о болезни своих животных властям», — говорит один из жителей деревни.

Нодулярный дерматит

«В настоящее время ветеринары проводят вакцинацию крупного рогатого скота, овец, кошек и собак в домах местных жителей. Это делается для предотвращения распространения нодулярного дерматита.

Аъзамжон Янгибоев, сотрудник ветеринарной службы:

Болезнь называется нодулярный дерматит. Её симптомы включают появление высыпаний на коже, скопление жидкости в области вымени и копыт, повышение температуры.

Это вирусное заболевание, связанное с кожно-венерологическими проблемами. Оно не передаётся овцам и, по имеющимся данным, не заразно для человека. Тем не менее, жители боятся покупать говядину. Мы рекомендуем употреблять только то мясо, которое прошло ветеринарный контроль и имеет соответствующие сертификаты.

Эпидемия началась в кишлаке полтора месяца назад. Предполагается, что вирус пришёл из Китая. В настоящее время вакцинация завершена, и лечение животных организуется по обращениям их владельцев».

Усилены проверки

Сотрудники отдела санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Риштанского района проводят разъяснительную работу в столовых, торговых точках, занимающихся продажей мяса, и других объектах.

Темурбек Ҳакимжонов, заведующий районным отделом санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья:

«Каждый продукт допускается к продаже только после получения соответствующих заключений. Например, мясо может поступать в продажу только при наличии лабораторного анализа и специального разрешения ветеринарной службы.

На данный момент случаев забоя или продажи больного скота в районе не выявлено».

«Продажи мяса на рынках снизились»

«Мы тщательно проверяем каждое животное перед покупкой. Ветеринары осматривают скот перед забоем. Мясо проверяется и только потом поступает в продажу. Больной скот обычно видно сразу — у него, например, опухают копыта.

Бобур Отахонов, мясник:

«Определенная паника среди населения, конечно, есть. Многие стали разводить овец вместо крупного рогатого скота. Продажи в мясных лавках уже не те, что раньше. До эпидемии мы забивали и продавали по 2–3 быка в день, а теперь только одного».

«В некоторых семьях погибло по 2–3 головы скота»

«Ветеринарных лекарств стало не хватать. Те препараты, что привозят, быстро заканчиваются.

Ҳусанбой Ҳамдамов, сотрудник ветеринарной аптеки:

Иногда в день погибало по 8–10 голов скота. По словам врачей, это болезнь под названием нодулярный дерматит. Она передаётся от животного к животному через укусы насекомых. Говорят, что эпидемия распространилась также в Маргилане и Андижане.

В кишлаке работает 6–7 ветеринаров, но в разгар эпидемии они едва успевали справляться с нагрузкой. В некоторых дворах погибло по 2–3 головы скота».

Сарвар Зиёев,Kun.uz
монтаж:Сардор Мамиров.

Новости по теме