Узбекистан | 13:25
775
4 минут чтения

Появились длинные электронные очереди на прохождение испытаний импортных автомобилей

Сообщается, что некоторые лаборатории на автополигоне в Пскенте, выдающие сертификаты соответствия, временно закрыты по неизвестным причинам. Это вызвало большие очереди. Ранее сообщалось, что текущая пропускная способность автополигона в 3,5 раза меньше реальной потребности.

Фото: Кадр из видео

С 1 ноября 2024 года импортируемые автомобили начали проходить технические испытания не в таможенной зоне, а на полигоне в Пскенте. Также была введена проверка на электромагнитную совместимость для машин, ввозимых физическими лицами или частными предпринимателями. Это привело к скоплению очередей на полигоне и вызвало волну недовольства среди владельцев автомобилей.

По словам представителей государственной организации UzTest в интервью с корреспондентом Kun.uz, проверка одного автомобиля занимает 30–35 минут. Таким образом, центр, работающий круглосуточно, способен проверять до 50 машин в день или 18 тысяч в год. Однако это составляет лишь 28% от прошлогоднего числа выданных сертификатов, что в 3,5 раза меньше текущей потребности.

Официальные лица попытались смягчить ситуацию, введя электронную очередь. Однако перенос в укромные таможенные склады, чтобы избежать видимых очередей и критики, не принес ожидаемого эффекта.

Как сообщает Telegram-канал «autodeklarant», по состоянию на 15:45 8 января очередь составляет 12 дней.

В настоящее время, чтобы записаться в электронную очередь на оценку соответствия автомобиля, ближайшее доступное время начинается только с 20:00 20 января. Об этом сообщается в опубликованном заявлении.

Кроме того, в социальных сетях обсуждается информация о временном закрытии некоторых лабораторий на полигоне в Пскенте, которые занимаются выдачей сертификатов соответствия. Водители, планирующие пройти проверку своих автомобилей, могут столкнуться с ожиданием, которое продлится как минимум до февраля.

Агентство технического регулирования и UzTest пока не прокомментировали сложившуюся ситуацию.

Ранее экономист Отабек Бакиров призвал включить UzTest в список монополистов и применять к нему те же требования, что и к другим монополистам.

«UzTest представляет собой своеобразного монстра: с 1 ноября проверка соответствия автомобилей и электромобилей (по сути, ограничение импорта под предлогом проверки на электромагнитную совместимость) стала обязательной только через полигон в Пскенте. Это касается всех, от жителей Каракалпакстана до предпринимателей из Андижана, и все должны проходить испытания в этой «пещере» монополиста. Стоимость теста назначается произвольно: то 6 миллионов сумов, то 9 миллионов. Нет ни калькуляции, ни обоснования себестоимости. Хотят – проверяют за два часа, не хотят – заставляют ждать две недели. Никаких процедурных ограничений для этих самоуправцев не предусмотрено», – отметил Бакиров.

Согласно статье 5 Закона «О техническом регулировании», основные принципы технического регулирования включают запрет на совмещение функций государственного контроля и оценки соответствия одним органом, а также предотвращение дискриминации предпринимателей и недобросовестной конкуренции в этой сфере.

В данной области государственный контроль осуществляет Агентство по техническому регулированию. Организация UzTest, которая в единоличном порядке занимается оценкой соответствия автомобилей, является подведомственной структурой этого агентства.

Такая структура подчинения вызывает вопросы, особенно в контексте соблюдения принципов, изложенных в законодательстве. Это может создавать предпосылки для конфликта интересов, так как орган, наделённый полномочиями контроля, одновременно координирует деятельность монополиста, ответственного за проведение проверок.

Новости по теме