Академическая честность, новые учебники, трансформация вузов: что меняется в национальном образовании?
Одним из важнейших факторов улучшения качества жизни является качественное образование. Рост в различных сферах, новые технологии, профессиональные услуги и квалифицированные специалисты – все это коренится в системе образования. Именно поэтому правительство уделяет большое внимание повышению эффективности образовательной системы. Одним из доказательств этого является создание по инициативе президента «Центра проектов в области образования».
Центр начал свою работу с миссией совершенствования программ подготовки педагогов и адаптации образовательных услуг к международным стандартам. Но как реализуемые проекты повлияли на изменения в образовательной сфере?
Первая задача в реформировании образовательной политики – улучшение качества содержания учебных программ. По словам директора Центра Адхама Худайкулова, существующие программы устарели, и их обновление стало необходимостью.
«Если взять такие направления, как инженерия или строительство, то учебники в этих сферах не отвечают современным требованиям, а учебные программы устарели. Мы тратили время на изучение тем, которые уже неактуальны», – говорит он.
Директор добавляет, что был составлен перечень базовых учебных материалов для высшего образования, и получено право использования зарубежных источников на контрактной основе. Совместно с Министерством высшего образования организован процесс их перевода.
По информации сотрудников Центра, с целью формирования качественной системы образования классификатор направлений высшего образования был оптимизирован на основе международных стандартов. Устаревшие и схожие направления были объединены или исключены. В результате количество направлений подготовки бакалавров сокращено с 306 до 183, а количество магистерских программ – с 625 до 528.
«В бакалавриате 40%, а в магистратуре около 20% направлений не соответствуют требованиям».
По словам директора проектного офиса, в связи с этим некоторые направления были сокращены, а часть из них объединена в рамках одной сферы.
Для повышения научной, педагогической и экономической эффективности факультеты и кафедры были оптимизированы, дополнительные штатные единицы сокращены, а учебная нагрузка дисциплин и преподавателей уменьшена.
«Одной из ключевых целей нашей национальной образовательной политики является качественная подготовка преподавателей как главных провайдеров знаний и повышение их квалификации. Проектный офис разрабатывает предложения по внедрению современных педагогических технологий и методов, а также содействует организации постоянных курсов повышения квалификации для профессионального развития педагогов», – отмечает специалист проектного офиса Мунис Хусанова.
На сегодняшний день в разных регионах страны действуют 600 техникумов. В области профессионального образования 333 профессиональные школы, 112 колледжей и 22 техникума объединены в единую структуру под общим названием «техникумы».
«Проведена трансформация 22 вузов. Из них 12 сокращены, и разработаны проекты решений о создании 5 новых вузов: Ферганского государственного технического университета, Кокандского государственного университета, Наманганского государственного технического университета, Нукусского государственного технического университета и Бухарского государственного технического института. Также 4 вуза были вновь созданы: Термезский государственный инженерно-агротехнологический университет, Андижанский государственный технический институт, Каршинский государственный технический институт и Навоийский государственный университет. Ташкентский государственный технический университет был реформирован», – рассказал заместитель директора проектного офиса Анвар Аллабергенов.
Ранее государственные гранты в системе высшего образования распределялись между вузами на основе квот. Это означало, что абитуриенты соревновались в основном в рамках одного вуза. Однако эта система была пересмотрена. Теперь возможность обучения на грантовой основе определяется уровнем знаний студента на республиканском уровне. Кроме того, была внедрена система отдельного квотирования для государственных грантов и социальных стимулирующих грантов.
Чтобы облегчить процесс оформления документов студентами и сократить время на сбор данных, в 92 вузах запущены регистраторские офисы. Через них оцифровано получение более 10 различных справок, а свыше 60 услуг централизовано.
Кроме того, была проведена трансформация системы управления. Если ранее учебные заведения находились в ведении 27 министерств и ведомств, то по новой системе они перешли под единое управление – Министерства высшего образования, науки и инноваций. Профессиональные квалификационные отраслевые советы и ассоциации были определены как промышленные партнёры в системе образования.
Известно, что согласованность между обучением и практикой является важным фактором для подготовки качественных кадров. Изучение теории – это одно, но применение её на практике – совсем другое. С целью интеграции знаний и опыта проводятся исследования по внедрению дуальной системы обучения. В этом направлении установлено активное сотрудничество с Германским обществом международного сотрудничества.
«Проектный офис внедряет дуальное образование, и эта работа очень эффективна. В рамках этой инициативы предполагается внедрение двухсторонней системы образования в техникумах и колледжах Узбекистана. Дуальное образование обеспечивает сочетание теории и практики. Учебный процесс на 70% организуется на производственных объектах — фабриках, заводах и в других местах, связанных с конкретной отраслью, а 30% проводится в учебных аудиториях. Преимущество двухстороннего образования заключается в том, что оно позволяет студентам стать квалифицированными специалистами в своей области, что облегчает поиск работы. Эта система успешно внедрена в Германии и теперь применяется в Узбекистане в качестве эксперимента. Многие организации поддерживают данный проект», — говорит менеджер проекта Германского общества международного сотрудничества (GIZ) «Поддержка реформирования и модернизации системы профессионального образования в Узбекистане».
Профессор Колумбийского университета Азиза Шоназарова, участвующая в процессе образовательных реформ, подчеркнула, что до сих пор научные работы в социальной сфере нередко отличались низким уровнем, и было много случаев плагиата.
«Местные исследователи публиковали свои научные работы в пиратских журналах за определённую плату. К сожалению, такие исследования не признаются международным научным сообществом», — отмечает она.
По словам профессора, в настоящее время разрабатывается «Кодекс научной этики и академической честности». Этот документ станет руководством, которое обеспечит соблюдение этических норм, справедливости и честности в научной и академической деятельности.
Советуем прочитать
Кровавая ночь в особняке: кто убил самаркандского предпринимателя Шомурода Нурмаматова?
Общество | 18:34 / 29.01.2025
«Условия слишком сложные»: ни один узбекистанец не отправлен на работу в Канаду
Узбекистан | 14:01 / 18.01.2025
«Мне сказали, что я сам вывез свою машину»: продолжение расследования аферы с выкупом автомобилей
Узбекистан | 19:33 / 04.12.2024
Бесхозная таможня и пропадающие автомобили – большое расследование Kun.uz
Узбекистан | 17:51 / 28.11.2024
Последние новости
-
FT: Россия хочет создать торговый блок для конкуренции с Западом и Китаем
Мир | 18:52 / 10.02.2025
-
Сертифицированные учителя узбекского языка также получат 50% надбавку
Узбекистан | 18:37 / 10.02.2025
-
От скидочных билетов до штрафов: как работает система оплаты проезда в разных странах
Мир | 18:16 / 10.02.2025
-
Афганистан требует от США вернуть изъятые вертолеты
Мир | 17:57 / 10.02.2025
Новости по теме
15:18 / 10.02.2025
Языковая реформа без стратегии приводит к снижению уровня грамотности
11:08 / 21.01.2025
Замглавы МИД Афганистана призвал отменить запрет на женское образование
13:56 / 06.01.2025
В Узбекистане посещение детских садов будет автоматизировано
17:10 / 28.12.2024