14:56 / 28.05.2019
5010

Монополия Uztelecom и стартапы: что мешает IT-бизнесу в Узбекистане?

Бывший главный исполнительный директор (CEO) MyTaxi и основатель компании  Kash.uz (OOO Kash App) , бизнесмен Бахтиер Хасанов рассказал о проблемах развития IT-бизнеса в Узбекистане.

Наша основная проблема

 Отсутствие либерально-демократических принципов в обществе. Это первое и главное. На Западе люди думают: «что не запрещено законом, разрешено», и отстаивают свои права. А у нас «Запрещено все, что не разрешено законом»…А как вы знаете из передачи «орел и решка»: no photo, no video!? Запрещают снимать на улицах – везде, где только можно. Если на улице такое происходит, то что внутри? Допустим, человек хочет реализовать идею. Так в государстве обязательно найдется кто-то, кто скажет ему no photo, no video. В других странах бизнесмен, если что-то хочет сделать, он, узнав, что его идея не противоречит законам, пойдет завоевывать эту сферу. А у нас люди зачастую даже не пробуют. Отличный пример – Uber. Он был на грани закона во многих странах. Вроде это и заказное такси, и вроде нет. Спорно. Что они сделали? Они начали кампанию, где боролись за свои интересы и интересы клиентов. Ведь Uber делает удобнее всем. Вот у меня есть машина, я хочу зарабатывать как таксист. Uber предлагает понятные правила и стандарты работы…так почему бы нет? Я бы с удовольствием пошёл к ним работать. А в Узбекистане что случилось с Yandex? «Он работает нелегально. Давайте его привлечем к ответственности и заблокируем».

Вот так вот. Нет либерализма. И это проблема всех нас, всего общества. Хотя то, что мы с вами тут сидим и обсуждаем все это – уже существенный прогресс.

О монополии Uztelecom

 Проблема в монополии UZTELECOM. Мы решили сделать свой скайп, который бы смог не только звонить, но и принимать звонки. Когда приложение было готово, и мы начали его тестировать, оказалось, что есть такое постановление, где UZTELECOM монополизировал этот момент. Все входящие в Республику звонки проходят через него, даже если вы крупный оператор, такой, как Beeeline или Ucell. Я пытался обсудить с UZTELECOM этот вопрос, направил им письмо, в котором объяснил, что мы хотим работать, делать лучше. Они меня пригласили на встречу, где дали понять, что прямых звонков не будет. «Хочешь сделать свой проект, работай с нами. И у нас есть свой тариф». Но этот тариф сделал бы мое приложение неконкурентоспособным. Ведь мы создавали его, в первую очередь, для наших людей, которые уезжает за рубеж на заработки, этих миллионов, которые не могут найти работу в Узбекистане. Они уезжают и звонят своим родным, а звонки стоят бешеных денег, потому что есть монополист, который устанавливает цены. Чтобы они могли звонить дешевле, мы делали наш проект. Но из-за монополии в сфере высоких технологий ничего не получилось. Почему бы не сделать в стране еще одну телеком-компанию в стране? Или несколько? Чтобы цены становились рыночными?

Что я поменял бы в функционировании госаппарата

Чтобы он помогал, а не мешал бизнесу работать эффективно, честно и прозрачно?

Во-первых, я бы повысил зарплаты чиновникам. Сейчас максимальная сколько? 5 миллионов? 15? Этого мало. Крупный чиновник – это топ-менеджер. И вы хотите платить ему 2 тысячи долларов? И надеетесь, что он станет работать эффективно? А ведь он будет пахать сутками, и он должен, скорее всего, даже ценности и приоритеты свои поменять, потому что при такой работе у него элементарно времени на семью не останется. Неужели он согласится на такое за 2 тысячи? Мне трудно представить такого человека. Ведь даже средний IT-предприниматель может зарабатывать в месяц 3-4 тысячи долларов, работая гораздо меньше и проще.

Далее, автоматизация критических процессов. Крупные чиновники должны быть аналитиками и видеть паттерны различных процессов, давая приоритет наиболее важным. Топ 10 автоматизировать, убрав человеческий фактор, а если это невозможно, кардинально поменять способ работы этих вещей.

Наконец, сами чиновники. Их надо отбирать гораздо более образованными, с опытом работы в реальном бизнесе. И отправлять этих людей на учебу за рубеж на год. Не на неделю и не на месяц. А на год. Чтобы могли сравнивать, ведь всё познаётся в сравнении, правда?

Всего две вещи могут кардинально помочь нашему бизнесу 

 Если обеспечить всем доступ к высокоскоростному интернету и создать больше data-центров, наш IT сможет развиваться гораздо быстрее и легче. После этого уже можно думать про интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект и т.д. Сейчас главное – сделать эти две вещи.

Узбекистану нужна ассоциация предпринимателей IT

Нам нужна ассоциация айтишников Узбекистана. Которая бы поднимала болезненные вопросы, касающиеся IT-сферы.

Например, кибербуллинг. Что это такое? Это запугивание через интернет. Прекрасный пример: недавно Наргизе Рахимовой (Наргиза Рахимова – журналистка и бывший заместитель главы АИМК, в марте 2019 года подверглась травле за неосторожное высказывание на тему многоженства – прим. Ф. Г.) угрожали убийством по интернету, так, что её даже вынуждены были взять под охрану. Есть ответственность за это? За угрозы убийством?

Второй момент – персональные данные. Во всем мире об этом говорят, поднимают и решают эту проблему, у нас даже не хотят начинать обсуждение закона о защите персональных данных.

Или рейтинг компьютерных игр. Игры мы сейчас вообще не контролируем. Есть уйма игр, где насилие есть кровь, убийство. Кто будет заниматься их рейтингом?

Еще проблема – «неработающие» сайты. Может, уже пора поднять эту проблему? Ведь мы страдаем от этого, от того, что кто-то открывает наши файловые пакеты, копается в них. От этого меняются данные или даже не доходят до нас, что влияет на работу нашего программного обеспечения. Это всё, так или иначе, связано именно с «неработающими» сайтами. Все знают, почему так происходит. Так давайте уже публично обсуждать это. Давайте хотя бы представим реестр «неработающих» сайтов, пусть всё будет прозрачно.

Дальше, женщины в сфере IT. Мужчин в отрасли сейчас в разы больше, это неправильно, мы должны привлекать женщин в эту сферу.

Наконец, стандарты в сфере IT. Кто может аккредитовать айтишника? Сейчас в стране вообще нет такого органа. А ведь должны быть стандарты, которые будут определять, кто такой бизнес аналитик, системный администратор и т.д.

Нужна организация, которая будет иметь активную позицию по всем этим вопросам. И она должна состоять из нескольких председателей, из активистов, должна поднимать вопросы и вне сектора, и в секторе: как IT может помочь проблемам в других областях? И как решить проблемы в нашей области? Если мы это сделаем, на нас начнут смотреть, как на серьезный сектор. Который меняет общество.

IT – отрасль, необходимая практически для всех других сфер жизни

 За последние два года в отрасли произошли огромные подвижки. То, что государство само начало активно внедрять высокие технологии, о чем-то говорит. Остальные подтянутся. IT недостаточно использовать для просмотра видео, поиска в интернете и обучения. Сфера должна делать реальные вещи. И инвесторы это вроде уже видят. Как сделать, чтобы инвестировали больше? Чаще и громче поднимать общественные вопросы, проводить больше мероприятий и обновлять стандарты образования в IT. Ещё нам нужны бесплатные базовые курсы по компьютеру. Всем. Ведь сейчас, чтобы устроиться на нормальную работу, надо обязательно знать компьютер.  

Почему IT-стартапы необходимы для всего общества?

Стартапы привлекают инвестиции, заставляют нервничать большие компании и тем самым стимулируют конкуренцию. Создают рабочие места, прислушиваются к своим клиентам, в отличие от крупного бизнеса. Они проще устроены, а где просто, там больше дивидендов.

Стартапы могут создавать ценности, блага, с помощью них мы можем поменять общество и мир в целом к лучшему.

Top