10:47 / 07.06.2017
4630

Знания ребенка — экзамен для родителей

Фото: УзА

По данным ООН, в мире 260 миллионов детей не имеют возможности посещать школу. Еще более 400 миллионов не умеют ни читать, ни писать. Если не принять необходимых мер, то уже к 2030 году около 800 миллионов представителей молодежи при устройстве на работу не смогут ответить даже на самые элементарные вопросы.

Эти цифры заставляют задуматься. Ведь человек ценится и получает уважение в обществе благодаря знаниям, умениям, навыкам и своей профессии. С этой точки зрения отрадно отметить, что в нашей стране развитие образования, под­держка граждан в становлении востребованными специалистами, создание условий для реализации их потенциала являются приоритетными направлениями государственной политики.

Как известно, обучение и воспитание ребенка еще до поступления в школу очень важно для его по­следующего развития, ибо большую часть информации об окружающем мире он усваивает до достижения пяти лет.

В нашей стране ведется большая работа по совершенствованию деятельности детских садов — важного звена в непрерывном образовании. Статья 11 Закона Республики ­Узбекистан «Об образовании» гласит: «Дошкольное образование имеет цель — формирование здоровой и полноценной личности ребенка, подготовленного для учебы в школе. Оно проводится до шести-семи лет в семье, в дет­ском саду и в других образовательных учрежде­ниях, независимо от форм собственности».

Разная успеваемость

По данным Министерства народного образо­вания, в 4 916 дошкольных образовательных учреждениях республики ныне воспитываются около 668,5 тысячи детей. Также имеется 194 негосударственных детских сада, в них 12 тысяч воспитанников. К сожалению, в настоящее время охват детей дошкольным образованием составляет всего 27 процентов. А значит, свыше 70 процентов детей получают воспитание только в семье.

Как отмечает кандидат психологических наук Феруза Акрамова, ребенок, пришедший в школу минуя детский сад, испытывает трудности в усвоении предметов и участвует в мероприятиях пассивнее, чем его ровесники. И наоборот, у первоклашек, поступивших в школу по­сле дошкольного образовательного учреждения, показатели успеваемо­сти выше.

Поиском правильного решения этой актуальной проблемы сегодня серьезно заняты и государство, и широкая общественность. Постановление Президента страны от 29 декабря 2016 года
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017—2021 годы» служит важным программным документом для коренного улучшения качества дошкольного образования, внедрения в учебно-воспитательный процесс современных передовых технологий.

Так, в ДОУ страны намечено организовать 6 100 краткосрочных групп. Они призваны стать эффективной формой подготовки детей к школе. Такая инициатива не может не радовать.

О чем говорить с детьми

Нельзя не сказать еще об одном аспекте. Ныне в стране есть и такие территории, где нет до­школьных образовательных учреждений. К примеру, в далеких аулах, горных кишлаках. Там малыши получают первые знания в основном от родителей. К сожалению, не все родители хорошо знают, чему именно надо их учить. Одни — только считать до десяти, а другие читают народные сказки.

Возникает вопрос: о чем лучше рассказывать ребенку, не посещающему детский сад? Какую информацию малыш усваивает легко, а какая дается ему с трудом? В государственных стандартах по до­школьному образованию точно указаны направления развития и обучения ребенка. Так, самыми нужными в этом процессе считаются физическое развитие, навыки самообслуживания и личной гигиены, социально-эмоциональное развитие, правильная речь, подготовка к чтению и овладению грамотой, способность к познанию, а также первые знания об окружающей среде.

Хорошей новостью для родителей, не имеющих возможности оформить ребенка в детский сад, явился выпуск в рамках проекта «Развитие до­школьного и общего среднего образования», реализуемого в сотрудничестве со Всемирным банком, бесплатных книжек для семей, живущих в отдаленных районах, где 3—6-летние дети не охвачены дошкольным образованием.

Возрастут роль и ответственность семьи

В этих книжках, которые сейчас передаются родителям, в ­интересной форме и красочных иллюстрациях даются сведения, необходимые для подготовки ребенка к школе.

— Комплект из семи книг включает в себя методическое пособие для мам и пап и художественную литературу — ­стихотворения и сказки для детей, — говорит консультант данного проекта Мавлюда Нишанова. — К примеру, книга «Читаем в семье» предназначена для родителей и рассказывает, чему именно надо учить ребенка. В ней методические рекомендации по организации книгочтения в кругу семьи, а также начальные знания по художественной литературе, которыми должен овладеть будущий первоклассник согласно государственным стандартам.

Вторая книга называется «Мое первое путешествие в мир книг» и рассчитана на 3—5-летних детей. «Моя любимая книжка» и «Книги — мои друзья» изданы для детей 5—7-летнего возраста. В сборнике «Здравствуй, школа!» есть сказки, стихи и рассказы ­соответственно возрасту ребенка. А вот в книгу «Изучаем мир» уже включены тексты, расширяющие знания детей об окру­жающей среде и развивающие их первые математические навыки. Завершают комплект «Сказки народов мира».

Вечер с книгой

Каждое произведение в книжках дается на узбекском, русском и ­каракалпакском языках. После сказки, предания, притчи и стихо­творения помещены вопросы и задания по их содержанию. Это поможет малышу глубже понять идею произведения, обдумать описанные в нем события и научиться свободно выражать свое мнение, развивать логическое мышление.

В рамках проекта разработаны рекомендации по распространению книг среди родителей. Территориальные отделения фонда «Махалла» и областные управления народного образования совместно сформировали список семей, в которых 3—6-летние дети не охвачены дошкольным образованием.

В рекомендациях обозначены критерии отбора семей для передачи книг. Они определяются по количеству детей 3—6-летнего возраста, не посещающих детские сады, общему количеству детей до семи лет, отдаленно­сти махалли от районного центра, социально-экономическому положению семьи.

Распространение книг будет осуществляться в два этапа. Сначала их получат 200 тысяч семей, затем еще 153 тысячи. Пользуясь ими, родители смогут создать условия для умственного, психологического и физического развития детей. Красочные картинки, интересные рассказы и стихи стимулируют у ребенка интерес к знаниям, а также позволяют научиться концентрировать внимание, усиливают память. Словом, теперь дети еще до поступления в первый класс научатся выражать свои мысли, читать, считать и рисовать.

Омонулла Файзиев

Top