21:07 / 21.05.2019
19801

Хокимияты и власть: что думают узбекистанцы о своих хокимах

В последнее время некоторые жители Узбекистана часто критикуют хокимов. Причины различные, но самые главные проблемы - это выделение земель и сносы.

Деятельность хокимов регулируется законом о государственной власти на местах, который был принят в сентябре 1993 года.

В статье 10 вышеуказанного закона отмечено, что хоким области, района, города вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим кенгашем народных депутатов. Выходит, что хоким остается единственной фигурой в регионе, которые решает все. В принципе кенгашы народных депутатов бесполезны, так как их возглавляет сам хоким. Вряд ли хоким будет противоречить своему решению.

Обратите внимание, что другие структуры, которые занимаются земельными проблемами, также непосредственно подчиняются хокимам. Выходит, что власть сконцентрирована в руках одного человека.

18 мая на сессии международного пресс-клуба состоялось обсуждение указа президента «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты предпринимательской деятельности и оптимизации деятельности органов прокуратуры». На сессии был затронут вопрос о проблемах при выделении земель предпринимателям.

«При отводе земель существуют бюрократические преграды. В областях хокимияты не выставляют земельные участки на аукцион. Документы пылятся на столах. Необходимо ограничить полномочия хокимиятов в сфере выделения земель. С этой целью вносятся изменения в Земельный кодекс» - сказал в ходе мероприятия министр юстиции Русланбек Давлетов.

Kun.uz провел опрос на Telegram-канале «Ваше мнение». Обратите внимание, что из 1 931 респондентов 67% согласны с мнением, что хокимы наделены чрезмерной властью. Кроме этого, 33% опрошенных лиц считают, что хокимы не наделены обширной властью.

На вопрос «должны ли хокимы избираться или назначаться» ответили 2 572 человек. Большинство опрошенных лиц или 73% считают, что хокимы должны избираться жителями. 15% думают, что хокимов должен назначать президент. 4% отметили, что хокимы должны избираться депутатами, а 1% - назначаться премьер-министром. При этом 7% затруднились ответить.

Напомним, в декабре 2016 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил сделать должность хокимов выборной.

«Необходимо подумать о местных выборах, конечно, это можно организовать не сразу, это работа на перспективу. Выборы повысят ответственность руководства на местах, они должны держать отчет перед народом», - сказал тогда глава государства.

Респонденты также рассказали, довольны ли они работой своих хокимов. Обратите внимание, что из 1 604 опрошенных лиц 64% не довольны работой хокима в своем районе. 14% отметили, что они частично довольны работой хокима, а 8% - полностью. 14% затруднились ответить.

Так как власть сконцентрирована в руках одного человека, естественно, что люди не будут довольны его работой. Практика показывает, что любые бытовые проблемы на местах связаны с хокимиятом. Это проблемы сноса, выделение земель, питьевая вода, мусор, асфальтирование, деревья, благоустройство, кредиты, рабочие места, преступность и т.д.

Целесообразно подключить к этому процессу и другие ведомства. Например, Министерство юстиции и его территориальные управление. Любой акт, особенно документ о выделении или изъятии земли, должен пройти соответствующую правовую экспертизу. Именно тогда за землю будет отвечать не только хокимияты, но и органы юстиции. В целом органы юстиции будут обеспечивать правовую защиту собственника. Хотя важно обратить внимание на тот факт, что органы юстиции также являются представителями местной власти и непосредственно подчиняются Кабинету Министров.

Например, стоят четыре дома, а на стороне находится детская игровая площадка и маленький стадион. Хоким решил отдать этот участок предпринимателю, чтобы тот построил здесь супермаркет. Вот и начинаются проблемы.

Во-первых, хоким никому не подотчетен, ему все равно. Земля и территория его. Захотел, выделил землю или изъял. Никто не сможет прийти и сказать нет, это особенно заметно в регионах республики. В Ташкенте различные граждане высказывают свои мнения, но в регионах многие люди просто отпускают руки.

Во-вторых, если хоким аргументирует, то нет контраргумента. Депутаты подчиняются хокиму, все органы государственной власти на местах непосредственно подчиняются Кабинету Министров, а хоким в свою очередь является главным представителем правительства на местах, то есть он и есть самый главный шеф. Как видно, все решает хоким.

По мнению исполнительного директора консалтингового бюро Smartgov Consulting Азизы Умаровой, одним из важных направлений в этой сфере должна быть реформа государственной службы. В частности, в текущей госпрограмме прописано принятие закона о государственной службе.

«Почему важен закон о госслужбе в нашей стране? Подобные законы были приняты в конце 90-х и в начале 2000-х во всех странах СНГ, кроме Туркменистана и Узбекистана. Создание уполномоченного органа по делам госслужбы и принятие закона позволили бы обеспечить профессионализацию государственной̆ службы. С определением правового статуса госслужащего, его функциональных обязанностей, системы подотчётности, оценки деятельности и системы продвижения по карьерной лестнице внутри государственной̆ службы. Это обеспечит ту самую стабильность, где каждый человек понимает как, кто и за что именно оценивает его работу», - отметила Азиза Умарова.

По ее мнению, именно профессиональная госслужба создаст меритократию для привлечения лучших кадров на госслужбу, способных выполнять задачи в срок и хорошо. Например, переход на централизованный конкурсный отбор с упором на компетенции (лидерство, аналитические способности, умение работать в команде, вести за собой и т.д.)

Кроме этого, госслужба предполагает выработку единых этических правил и ценностей у госслужащих, создание позиции уполномоченного внутри госорганов для рассмотрения жалоб о превышении полномочий либо оскорблений.

«Министерство финансов занимается с Всемирным банком изучением системы финансового вознаграждения государственных служащих. Это отличный и долгожданный шаг. Госслужащие должны получать в разы больше, иначе коррупцию не победить. Но, боюсь, само по себе финансовое стимулирование проблему не решает. Надо строить целостную систему профессиональной госслужбы. Работа предстоит большая», - заключила она.

В целом хокимам нужны советники, консультанты, конкуренты и «мозговые» центры. Соответствующий контроль также необходим. Хокимы обязаны отчитываться перед кем-то, но не перед кенгашами, которыми они сами руководят.

Что происходит, когда власть непосредственно оказывается в руках одного человека? Естественно это приводит к коррупции, местничеству, кумовству и в результате регионы страдают деградацией, а на местах наблюдаются множество проблем. Надеемся, что парламент и правительство займутся этими проблемами, и в скором времени хокимы будут работать во благо общества и страны и не будет такого, что один хоким строит, а другой приходит и все разрушает.

Улугбек Акбаров 

Top