14:09 / 18.06.2019
3619

О дивидендах и проблемах заработка

Администраторы Telegram-канала «Исламские финансы +» опубликовали материал о дивидендах и проблемах заработка в этой сфере.

Любой бизнес создается его владельцами в конечном итоге, чтобы зарабатывать деньги. Дивиденды – главный источник заработка собственника. Однако не всё так просто.

Теоретически собственники могут изъять в виде дивидендов всю чистую прибыль. Однако, устойчивый бизнес – это правила. Поэтому собственники должны договориться сколько и при каких обстоятельствах брать можно, и когда брать нельзя чтобы не оставить бизнес без денег. В крупных компаниях, такие договоренности закрепляются в Политике и Положении о Дивидендах. В МСБ, все гораздо проще и эта простота часто приводит к многочисленным конфликтам между собственниками (а также между собственниками и менеджментом). А эти конфликты сказываются на бизнесе. Именно поэтому мы хотим, чтобы вы воспользовались нашими рекомендациями, и чтобы в вашем бизнесе стало одной дилеммой меньше. И так о чём стоит договориться собственникам и менеджменту? 

• об условиях, при которых дивиденды выплачиваться не будут;

• о минимальном размере дивидендов;

• о максимальном размере дивидендов;

• об условиях, при которых часть прибыли реинвестируется обратно в общество.

Сидим без дивидендов 

В нескольких случаях общество должно отказать собственникам в выплате дивидендов:

• собственники не полностью оплатили уставный капитал;

• общество не выплатило долю или часть доли выходящему из бизнеса партнеру; 

• у общества есть признаки неплатежеспособности;

• выплата дивидендов может привести к нарушению исполнения платежных обязательств;

• накопленный убыток (вместо нераспределенной прибыли).

Кроме этого, менеджмент может приостановить выплату дивидендов, если общество не достигло (на отчетную дату) заданного параметра по рентабельности инвестиций (РИ или ROI). 

РИ отношение чистой прибыли до уплаты налога на прибыль к средним показателям собственного капитала + долгосрочных обязательств.  

Альтернативно можно рассчитать исходя из рентабельности капитала (РК или ROE). 

РК соотношение прибыли до уплаты налога на прибыль к среднему показателю собственного капитала. Либо можно ограничить дивиденды до выполнения обществом своей программы бизнес-развития (в соответствии с утвержденной стратегией).

Минимальный размер дивидендов 

Если нет условий, запрещающих выплату дивидендов, то собственники могут договориться об определении минимальной планки/размера дивидендов в следующих пропорциях (пример):

• в процентах от прогнозной прибыли (например, если дивиденды выплачиваются квартально или дважды в год, либо бизнес сезонный, то расчет дивидендов исходит из прогнозной прибыли за текущий год);

• в процентах на вложенный капитал (в случае если позволяет прибыль); 

• с учетом среднеотраслевых значений или же средней доходности на банковском рынке (и т.п.); 

• в процентах к фактической чистой прибыли (можно сделать ступенчатые пропорции в зависимости от размера прибыли).

Максимальный размер дивидендов

Максимальный уровень это распределить всю чистую прибыль за год, либо всю накопленную нераспределенную прибыль. Здесь важно детально проанализировать последствия максимальной выплаты дивидендов.

• какими будут последствия при выводе большой суммы из оборота. Например:

- насколько такой вывод из оборота скажется на снижении выручки и прибыли следующего года; 

- насколько сократится рост бизнеса, и ослабнут конкурентные преимущества;

- придется финансировать новые проекты за счет привлеченных (дорогих) ресурсов.

Также можно привязать/ограничить дивиденды ключевыми финансовыми показателями, например:

• коэффициент финансового рычага (КФР или debt/equity or leverage) (отношение суммы долга (всех обязательств) к чистым активам (всему капиталу)). Например, можно привязать размер дивидендов к показателю КФР. Сугубо в качестве примера можем предложить следующие коэффициенты: 

- при КФР равном 0.5 и ниже (т.е. общий долг общества не превышает 50% от всего капитала) можно распределить 75% чистой прибыли;

- при КФР равном 0.5 -1.0 распределять 50% чистой прибыли;

- при КФР выше 1.0 анализировать иные показатели ликвидности и платежеспособности.

•  коэффициент долговой нагрузки (КДН или debt/EBITDA) – отношение всего долга (обязательств) к чистой операционной прибыли до вычета налогов, процентов и амортизации (EBITDA). В международной практике значение не больше 3 считается оптимальным. Размер дивидендов также можно привязать к КДН

• Коэффициент текущей ликвидности (КТИ или current ratio) – отношение текущих активов (за вычетом сомнительных дебиторов) к текущим обязательствам. КТИ равный 1 или выше является нормальным показателем. Однако, необходимо смоделировать данный коэффициент в случае выплаты дивидендов. Если это приведет к показателю ниже 1, то это может привести к проблемам с платежеспособностью. Т.е. необходимо привязать размер дивидендов к КТИ

Таким образом, размер дивидендов можно привязать к комбинации из трех коэффициентов. Все три коэффициента очень важны и должны рассматриваться как без учета выплаты дивидендов, так и моделироваться с учетом различных вариантов выплаты дивидендов.

Часть прибыли идёт обратно в общество 

Иногда выгоднее для самих собственников часть дивидендов реинвестировать обратно в общество. Например, эти деньги могут пойти на следующие цели:

• финансирование инвестиционных проектов общества;

• сокращение долгов и кредитов;

• расширение бизнеса общества.

Легкий способ посчитать сумму дивидендов в такой ситуации - определить, сколько денег необходимо обществу на указанные выше цели (или одну из целей), и вычесть эту сумму из чистой прибыли. Так вы получите сумму дивидендов к распределению и выплате.

Ограничивая размер дивидендов, собственники должны четко понимать, что невыплаченная сумма пойдет именно на развитие бизнеса, а не финансирование текущих расходов. Кроме того, преждевременная выплата кредитов тоже отличный шанс сократить долговую нагрузку и процентные расходы, тем более, если кредиты имеют высокую ставку процента.

Если средства пойдут на финансирование оборотного капитала, надо убедить собственников почему они не финансируются внутренними ресурсами. Например, в случае, когда можно купить большую партию товаров/продуктов, по которым ожидается увеличение цен и т.д. Если же ресурсы пойдут на покупку основных средств, то появляется возможность нарастить объем производства за счет внутренних ресурсов и увеличить рынки сбыта, а значит выручку и прибыль. 

Самое главное при обсуждении данных вариантов, будьте готовы аргументировано на цифрах объяснить, сколько нужно оставить в компании, а сколько допустимо вывести из бизнеса.

Новости по теме
Top