17:32 / 27.06.2019
8084

Стоит ли вернуть смертную казнь в Узбекистане? Мнение эксперта

В последние годы в социальных сетях распространяются необоснованные обсуждения о том, что применение смертной казни приведет к снижению уровня преступности. Эксперт МННО «Buyuk kelajak» Бахшилло Ходжаев высказал свое мнение на счет этой тематики. 

На самом деле, наличие либо отсутствие смертной казни не влияет на уровень преступности, так как «одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности» (Чезаре Беккариа). Эта аксиома является неопровержимой истиной. К тому же, говоря о смертной казни, необходимо учитывать не только ее правовые, но и социальные, нравственные и психологические аспекты.

Жизнь человека – высшая ценность, а не применение смертной казни – знак гуманности

Наш народ издревле возвышал идеи гуманизма в качестве высшей ценности, что можно увидеть и на примере следующего отрывка, приведенного из поэмы Алишера Навои «Садди Искандари» (Стена Искандара): «...наказание плохого человека – хоть это и правильно с законной и политической точки зрения, правильный путь справедливого правителя – помилование. Даже если человек заслуживает смерть, следует откладывать его и не делать поспешных выводов...»

Раз уж имеются такие серьезные аргументы, почему мы должны искать факты, связанные с применением смертной казни в необоснованных слухах?! Неужели наше невежество достигло этого уровня?!

При этом мы посчитали целесообразным привести цитату русского литературоведа и выдающегося журналиста Н.С.Лескова: «Человек – уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность. Прожить его жизнь достойно возлагает огромную ответственность на каждого, всего общества в целом». Следует ли присоединяться в социальных сетях к необдуманным рассуждениям, за которое ответственно все общество?! Ведь к смертной казни приговаривают в результате невежества, но против невежества невозможно бороться невежеством.

Отмена смертной казни – признак цивилизованного демократического государства

Отмена в Узбекистане смертной казни свидетельствует о том, что в нашей стране обеспечивается верховенство общечеловеческих принципов, внедрены на практике международные стандарты. Ибо, в статье 13 Конституции закреплено, что демократия в Узбекистане базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

К тому же, в статье 3 еще одного международного документа, к которому присоединился Узбекистан – Всеобщей декларации прав человека отмечено, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». В статье 6 международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Кроме того, принятый 15 декабря 1989 года второй Факультативный протокол данного международного документа, направленный на отмену смертной казни призывает правительство всех стран к отмене смертной казни.

Из этого следует, что жизнь человека должна быть приоритетной в плане решения вопроса преступления и наказания. Поэтому неспроста в Уголовном кодексе отмечается, что главная цель в наказании лица, совершившего преступление, заключается не в физической расправе либо дискриминации прав человека, а в его воспитании. Иными словами, право на жизнь является фундаментальной основой всех прав и свобод человека. Оно – абсолютная ценность мировой цивилизации.

При этом мы посчитали нужным привести отрывок из выступления известного французского драматурга Виктора Гюго на заседании парламента: «Смертная казнь есть отличительный и вечный признак варварства. Всюду, где свирепствует смертная казнь, господствует варварство; всюду, где смертная казнь – явление редкое, царит цивилизация».

А значит, перед тем как рассуждать о смертной казни в цивилизованном государстве следует тщательно и глубоко подумать. Почему мы до сих пор не можем понять, что широкая пропаганда смертной казни – это ничто иное, чем варварство, ведь мы живем в цивилизованном демократическом государстве.

Мировое сообщество тоже не одобряет смертную казнь

По статистическим данным, смертная казнь не применяется в 169 государствах-членов Организации Объединенных Наций из 193. Хоть и законодательстве 24 государств формально существует смертная казнь, в течении последних 10 лет приостановлена практика ее применения. Выявлено, что большинство подобных стран ввели смертную казнь после Второй мировой войны.

Всего 4 государства среди отменивших смертную казнь (Непал, Филипнины, Гамбия, Папуа – Новая Гвинея) восстановили ее в своих законах. Однако Непал снова отменил это наказание, а Филиппины приостановили исполнение этого наказания, в остальных двух государствах – Гамбии и Гвинее не зафиксирована смертная казнь. Так почему же государства, восстановившие смертную казнь, снова отменяют ее либо приостанавливают ее исполнение. При этом достаточно рассмотреть лишь опыт Филиппин, где смертная казнь восстановлена в целях противодействия торговле наркотиками. По данным властей этой стары, с 1 июля 2016 года по 30 ноября 2018 года были казнены 5 050 человек. Организация Human Rights Watch отмечает, что данная цифра как минимум равна 12 тыс.

Как утверждают правоохранительные органы Филиппин, несмотря на применение в течение десяти лет высшей меры наказания за преступления, связанные с наркотрафиком, смертная казнь абсолютно не наводит страх на торговцев наркотиками. По словам аналитика исследовательской группы Harm Reduction International Жиады Жирелли, «большинство из казненных за это преступление являются курьерами. В торговле наркотиками курьеров заменить легко. Их ликвидация не представляет серьезную угрозу для модели наркобизнеса». То есть, восстановление в Филиппинах смертной казни не способствовало сокращению числа преступлений, связанных с торговлей наркотиками, а наоборот выросло количество преступлений и число казненных. Подобная ситуация наблюдалась в Малайзии, Вьетнаме и Иране. В этих государствах ежегодно казнят десятки людей, однако число людей, увлекающихся наркотиками намного больше, чем в странах, отменивших смертную казнь за наркотрафик. Именно поэтому Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) сообщает, что при любых обстоятельствах оно против высшей меры.

Смертная казнь не поможет предотвратить коррупцию

Мы можем увидеть, что в государствах, где применяется смертная казнь, не сокращается число коррупционных явлений, а скорее наоборот, государства, где не применяется смертная казнь, достигает положительных результатов в противодействии коррупции. Например, в Китае, где введена смертная казнь за коррупцию, увеличились коррупционные явления. В 2018 году по международному индексу Transparency International страна заняля в мире 39-е место среди 167 государств. Данный показатель показывает, что суровость наказания в противодействии коррупции никак не влияет на снижение ее уровня. Напротив, несмотря на отсутствие смертной казни в Финляндии и Дании, занявших высокое место на мировом рейтинге в противодействии коррупции, показатели коррупции в них очень низки.

Ситуация в государствах, где применяют смертную казнь

В настоящее время смертная казнь применяется в 38 штатах США. Но несмотря на это за последние 30-40 лет уровень преступности в США вырос в 7-8 раз. К тому же, официально признано, что в 1900-1985 годах смертная казнь приведена в исполнение в отношении 350 невиновных лиц. За последние тридцать лет выявлена невиновность 121 из приговоренных к этому наказанию, которые были освобождены из смертельной камеры. За несколько минут до исполнения смертной казни выявлена невиновность 23 лиц и процесс исполнения был прерван.

Подтвердилось, что ситуация в США не может оказать серьезное влияние на уровень преступности. Данный факт признан и Национальной академией наук США, которая пришла к выводу о том, что неуместно связывать смертную казнь с крименогенной ситуацией. Согласно результатам исследования Бреннанского центра правосудия в правовой школе Нью-Йоркского университета, «наличие смертной казни никак не влияет на уровень преступности».

Кроме того, даже современные юридические и криминалистические возможности не могут гарантировать отсутствие судебной ошибки, с сохранением смертной казни растет также количество возможной казни невиновных людей. К примеру, исследования, проведенные группой ученых университета Колумбии по смертной казни показали, что в период 1973-1995 годов со временем пересмотрен 71% вынесенных в десятках странах мира приговоров, в 95% представшие перед судом были оправданы либо смертная казнь заменена на более легкое наказание. Приговоренного к смертной казни невозможно вернуть к жизни, однако во все времена суды могли совершать ошибки и к сожалению, это неисправимо. Более того, это наказание, как и другие не предоставляет возможность для становления приговоренного на верный путь, осознания ошибок и глубокого расскаивания.

Мотивы сторонников смертной казни не обоснованы и являются пережитком прошлого

В основе подобного взгляда сторонников смертной казни лежит чувство мести. Мотивы этих поддавшихся чувствам лиц в основном связаны с жестокой местью, описанной в древних правилах «жизнь за жизнь, кровь за кровь». По словам специалистов, источник подобных эмоций принадлежит к доцивилизационной эпохе. В эпоху первобытного общества между людьми появилось чувство мести, а появление института семьи привело к передаче этой функции семье. Со временем с формированием первой государственности смертная казнь стала применяться лишь государством. К XIX веку выяснилось, что эти жестокие обычаи не могут помочь не людям, не государственной политике. Однако, несмотря на это на примере бывшего строя мы можем увидеть, что смертная казнь от имени государства применялась во имя личных интересов.

Вспомним эпоху бывшего Советского союза. Неужели мы забыли тяжелые дни, которые пережил наш народ в годы репрессии? То есть, в эпоху бывшего строя решениями суда и административных структур, даже с «соглашения» высшего руководства в антиреволюционных преступлениях были обвинены и расстреляны почти 800 тыс. человек со свободным мышлением, что в качестве прискорбной трагедии наложило отпечаток не только на историю Узбекистана, но и всего человечества в целом.

По нашему мнению, именно в результате этого пережитка прошлого, на сегодняшний день некоторые возмущаются, что «убийц необходимо приговорить к смертной казни». К тому же, не стоит решать такой сложный вопрос, как лишение жизни лица на эмоциях. Немецкий ученый Гетцель на основе сведений о смертной казни пришел к выводу, что это наказание признак несправедливости и невежества.

К сожалению, приверженцы смертной казни зачастую придаются эмоциям и не приводят аргументов, способных отрицать вышеизложенные жизненные и логические рассуждения. Неужели, такая категория людей не осознает простую истину и не задумывается о том, что преступника можно наказать путями, основанными на принципах культуры, гуманизма и справедливости не лишая его жизни?

Заключение

Отмена в Узбекистане смертной казни является отображением принципов гуманизма и толерантности, общепризнанных принципов и норм международного права.

Более того, смертная казнь чуждое присущего нашему народу качества, как помилование. Мы должны хотя бы прекратить сбор аргументов, связанных с введением смертной казни. Вместо этого, мы должны задуматься о вопросе жизни и смерти для нашего общества – повышении качества образования и воспитания наших детей, правового сознания молодежи, тратить свое драгоценное время на социально полезные вопросы.  

Опрос

Напомним, на днях Kun.uz провел экспресс-опрос в Telegram-канале «Ваше мнение». У респондентов спросили, поможет ли смертная казнь снизить уровень коррупции в Узбекистане. Свое мнение выразили 3 746 человек.

35% опрощенных лиц считают, что смертная казнь снизить уровень коррупции. Из них 20% думают, что люди перестанут брать взятки. 8% отметили, что все бояться за свою жизнь, а 7% – этот метод хорошо работает.

При этом 62% респондентов против смертной казни, из них 32% отметили, что вместо смертной казни лучше надо улучшить условия работы и зарплату. 22% опрощенных указали, что могут казнить невинных людей.

Оставшаяся часть (8%) противников сметной казни считает, что судьи начнут требовать больше взяток, так как виновные постараются откупиться, чтобы их не приговорили к высшей мере наказания.

Top