15 мая 2013 года заработала долгожданная почтовая служба uMail.uz. Хороший повод обратиться к истории электронной почты вообще и узнетовской в частности.
Сама идея пересылки текстовых сообщений возникла при появлении первых сетей, связывающих ЭВМ американских университетов, об этом много информации в Сети. В 1972 году Рэй Томлинсон первый предложил символ @ для отделения имени пользователя от имени компьютера в адресе получателя. Революцию в электронной почте сделали программисты Джек Смит и Сабир Бхатиа, первыми предложившими веб-интерфейс для работы с письмами, и создавшие в 1995 году первую бесплатную всемирную почту Hotmail.com. В 1997 году почта была куплена Microsoft за несколько сотен миллионов долларов. Именно Hotmail заложило принципы работы почтовых сервисов, из них главные три:

1.​ Доступность в любой точке мира.
2.​ Независимость от специальных программ – почтовых клиентов.
3.​ Самое главное – абсолютная бесплатность.

Также известен популярнейший почтовый сервис Yahoo! (до 1997 он назывался RocketMail), связанный с популярным когда-то поисковиком.
Постепенно стал набирать силу Рунет и русскоязычные пользователи стали создавать почтовые ящики на популярнейших Mail.Ru (1998 год) и Яндекс-почта (2000 год).
Первого апреля 2004 года заработал почтовый сервис Gmail от компании Google, связавший свою почту с авторизацией на многих сервисах, в том числе и мобильных приложениях на Android. Кстати, вспоминаются разговоры на форумах на тему «зачем нам новая почта от поисковика, если есть и так много почтовых сервисов?»

В Узнете первые почтовые бесплатные сервисы предоставлялись интернет-провайдерами и были недоступны при входе в интернет с другого провайдера. Так, например, работала почта на uzpak.uz. Позже это ограничение было снято и саркоровскую, например, почту имя@xnet.uz можно проверять с любого провайдера.

Постоянно на форумах поднимался вопрос о создании единой узнетовской почты. Была создана такая почта на популярном когда-то портале Doda.uz, есть почтовый сервис Inbox.uz, созданный в 2005 году Алексеем Литвиновым, когда-то провайдер BCC планировал создать сервис freemail.uz, позволяющий пользоваться почтой без оплаты доступа к интернету. Эти попытки лишь подчеркивали необходимость создания единой бесплатной почтовой службы, расположенной внутри сети TAS-IX. Особенно критиковались на форумах почтовые адреса государственных чиновников, расположенные на mail.ru.Необходимость осознавалась, конечно же, не только пользователями, но и руководством отрасли связи.
Поэтому в целях выполнения задач, поставленных в Протоколе заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан №3 от 15 июня 2011 года, а также в Приказе УзАСИ №235 от 4 августа 2011 года, Центром UZINFOCOM был создан проект по разработке и внедрению системы электронной почты.

Зимой 2013 года информация о готовящейся почтовой службе попала на uForum.uz и все пользователи стали просить создать им почтовый ящик, чтобы потестировать готовящуюся к старту почтовую службу.
И вот, 15 мая 2013 года при поддержке Гос. комитета связи информатизации и телекоммуникационных технологий, стартовал почтовый сервис uMail.uz.
Её преимущества:
— всеобщая почта в Узнете, в сети TAS-IX.
— Есть спамфильтр и антивирусная защита
— Возможно использовать ящик через веб-интерфейс (расширенный, планшетный и мобильный), а также через почтовые программы-клиенты.
— Можно создавать папки для писем, отправки и сортировки, «белые» и «чёрные» списки адресов, выводить список писем, устанавливать правила для обработки писем, сортировать по разным параметрам, просматривать (в расширенном варианте) список писем и сразу содержание выделенного письма.

16 июня 2013 года стартовала узбекская версия почтовой службы.
В феврале 2014 года начал работать сервис бесплатных SMS-сообщений, извещающих о приходе электронной почты на почтовый ящик uMail.uz. В настройках можно указать: уведомление сразу после поступления письма, или в назначенное время.

Сразу после старта появились критики: «зачем нужна еще одна почтовая служба, если есть уже много почтовых сервисов?» Также критиковался малый (200 Мб) объем ящика. Дальнейший быстрый рост пользователей сервисом опроверг критику и опасения. К концу 2013 года было зарегистрировано уже 24 000 почтовых ящиков. К концу 2014 года количество ящиков составило 129 000.
Сейчас (на 12 мая 2016 года) создан 334 681почтовый ящик, пользуются студенты, сотрудники госорганов, предприниматели, пенсионеры, все категории населения Узбекистана. Кстати, знакомый, ездивший в командировку в Китай, отметил, что там доступен был только почтовый ящик на uMail.uz.

Почтовая служба все время развивается. Весной 2014 года объем почтового ящика увеличился с 200 Мб до 1 Гб. Ко Дню Независимости в 2014 году объём почтового ящика стал 10 Гб! Это позволяет использовать почтовый сервис как хранилище файлов, документов, фотографий.

30 мая 2014 года была упрощена регистрация: получить новый почтовый ящик можно сразу при регистрации на сервисе идентификации ID. UZ.

В первом квартале 2015 года укреплены технические мощности почтового сервиса, приобретено серверное оборудование и проведены работы по его установке и наладке.
Однако рост пользователей и нагрузка не серверы поставили новые задачи перед разработчиками. В связи с тем, что предыдущая платформа (IceWarp) исчерпала возможности масштабирования, дополнительных настроек и обновления антивирусных баз, первого мая был совершен переход на новую платформу. Это разработка с открытым кодом, использующая популярные сервисы Postfix и Dovecot, отличающиеся высокой производительностью, а также антиспам – Spamassassin и антивирус – ClamAV. Базы антивируса и антиспама обновляются каждые два часа.
Кроме того, сейчас почтовый сервис работает на четырех взаимозаменяемых серверах (кластер). Пользователи распределяются между ними в случайном порядке – это снижает нагрузку на почтовую службу и веб-интерфейс сервиса uMail.uz.

Новый интерфейс легкий и современный. Если раньше можно было выбрать вид интерфейса (десктопный – расширенный, планшетный или мобильный), то теперь это происходит автоматически, интерфейс адаптивно подстраивается под ваше устройство, на котором вы работаете с почтой. Самый комфортный режим работы, конечно же, на большом экране: мы видим список полученных писем и содержание выбранного письма.

Обновленная почта предоставляет большие возможности для удобной настройки интерфейса «под себя», к привычному виду, а также предоставляет возможности для плодотворной работы деловым и творческим людям, много работающим с корреспонденцией.

За прошедшие три года почта стала привычной и уже трудно представить Узнет без популярной почтовой службы uMail.uz.
Сервис находится под постоянным вниманием разработчиков и поддерживается Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.

Пресслужба Узинфоком.