17 ноября 2016 года в Республиканском пресс-центре по освещению выборов Президента Республики Узбекистан состоялся международный «круглый стол» на тему: «Законодательство и практика обеспечения надежной защиты избирательных прав граждан: опыт Узбекистана и Германии».

Мероприятие организовано Центральной избирательной комиссией совместно с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) и представительством Фонда имени Конрада Аденауэра в Узбекистане.

В нем приняли участие представители Генеральной прокуратуры, Верховного суда, министерства юстиции и внутренних дел, общественных организаций, ученые-правоведы, политологи из Германии, представители НПО «Региональный диалог» (Словения). Также на мероприятии присутствовали представители миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ, приступившие к мониторингу.

За «круглым столом» рассмотрен национальный и зарубежный опыт формирования организационно-правовых механизмов обеспечения надежной защиты избирательных прав граждан, правовые гарантии реализации гражданами прав на свободу выбора и участие в управлении делами общества и государства.

Отмечалось, что в результате последовательной модернизации системы государственного управления в Узбекистане сформирована полностью соответствующая высоким международным стандартам и демократическим принципам эффективная правовая база обеспечения избирательных прав и свобод граждан. Меры правовой защиты включают в себя комплекс инструментов и средств независимого, прозрачного и беспристрастного рассмотрения обращений граждан как в рамках внесудебного, так и судебного процесса.

Законодательство страны четко регламентирует все правовые процедуры, связанные с рассмотрением таких обращений. В нем предусмотрены единообразный порядок и сроки подачи обращений, своевременность, открытость их рассмотрения компетентными органами, возможность рассмотрения решений избирательных комиссий судами.

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявления по этому вопросу рассматриваются участковой избирательной комиссией в течение двадцати четырех часов, а накануне и в день выборов незамедлительно.

Решение комиссии может быть обжаловано в районный (городской) суд не позднее чем за три дня до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в течение двадцати четырех часов. Кроме этого, решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а также в суд. В соответствии с Законом «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» такие обращения должны быть рассмотрены судом в течение трех дней после их поступления и незамедлительно, если до выборов осталось менее шести дней.

Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности определяет меры ответственности за нарушения избирательного законодательства. В частности, вмешательство в деятельность избирательных комиссий и неисполнение их решений, нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, умышленное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов в ходе подготовки и проведения выборов, нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов.

С учетом этого Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан разработаны и утверждены 7 октября 2016 года Методические рекомендации по оформлению административного делопроизводства по правонарушениям в области организации и проведения выборов и референдума. Согласно рекомендациям члены Центральной и окружных избирательных комиссий могут составлять соответствующие протоколы и в зависимости от сущности правонарушения направлять их в суд или в органы прокуратуры.

– Выборы Президента – большое событие в политической жизни страны, поэтому важное значение имеет обеспечение надежной защиты избирательных прав граждан, – говорит старший референт Секретариата омбудсмана Узбекистана Д. Муратова. – Мы активно включились в этот процесс и приняли план основных мероприятий по повышению избирательной культуры населения, который включает меры по обеспечению электоральной активности граждан в избирательном процессе, прежде всего людей с ограниченными физическими возможностями, женщин, представителей разных национальностей, лиц, находящихся в местах содержания под стражей, осуществлению мониторинга и оперативного реагирования на случаи воспрепятствования свободному волеизъявлению.

– В Узбекистане осуществляется масштабная работа по подготовке и проведению выборов Президента страны на высоком организационном уровне. О тщательной подготовке к этому процессу рассказывают средства массовой информации за рубежом.
К примеру, в печатных изданиях Германии публикуется цикл материалов о предстоящих президентских выборах, которые состоятся 4 декабря, – говорит правовед, эксперт Фонда имени Конрада Аденауэра Х.Бюллер. – Вместе с тем, в посольстве Узбекистана в Германии была организована встреча представителей немецких научных кругов, экспертов, правоведов, на которой нас проинформировали о последних внесенных изменениях и дополнениях в избирательное законодательство, обо всех этапах избирательной кампании, деятельности ЦИК Узбекистана, политических партий. Работа по подготовке к этому важному процессу заслуживает высокой оценки. За «круглым столом» я выступил с докладом, посвященным законодательным основам демократических выборов и всенародного голосования в Германии. В целом наши избирательные законы схожи прежде всего тем, что отражают демократические принципы выборов.

– Сегодня в Узбекистане идет подготовка к важнейшему политическому событию – выборам Президента, – отметил региональный уполномоченный представитель Фонда имени Конрада Аденауэра Т Кунце. – У страны есть положительный опыт организации этого значимого для всего народа события, который позволил усовершенствовать законодательную базу, выстроить открытый диалог кандидатов в Президенты с избирателями. В регионах проходят встречи в формате видеоконференции, что позволяет охватить еще больший процент населения. Всем кандидатам предоставлены равные условия.

– В Германии есть несколько обязательных принципов, на основе которых строится избирательная кампания. Также как в Узбекистане выборы должны быть всенародными, свободными, прямыми, тайными, – сказал в своем выступлении научный сотрудник Ландтага федеральной земли Саксония, эксперт Фонда имени Конрада Аденауэра Р. Фалькнер. Практические аспекты реализации избирательного права в Германии (на федеральном и земельных уровнях) я представил взгляд нашего государства в этом вопросе. Передо мной не стояло задачи сравнить, однако у Узбекистана и Германии есть два общих принципа, к которым они стремятся: это гласность и ответственная реализация надлежащих мер в рамках организации выборов.

На мероприятии подчеркивалось, что важным условием предупреждения нарушений выборного законодательства и защиты прав граждан является высокая правовая культура участников избирательного процесса. Центральной избирательной комиссией проведена всеобъемлющая работа по дальнейшему повышению правовых знаний граждан, членов участковых избирательных комиссий. С начала избирательной кампании проведено более 37 тысяч просветительских мероприятий, из них 27 тысяч в формате конференций, «круглых столов», семинаров, тренингов и встреч.

Важное место в обеспечении избирательных прав граждан также принадлежит национальным институтам по защите прав человека и общественные организации. Активное участие в этом процессе принимают институт омбудсмана, Национальный центр по правам человека, НИМФОГО, Комитет женщин, ОДМ «Камолот», фонды «Махалла» и «Нуроний», Общество инвалидов, Республиканский интернациональный центр и другие. Их деятельность способствует организации и проведению выборов Президента Республики Узбекистан в полном соответствии с международными стандартами и демократическими принципами, а также национальным избирательным законодательством страны.

Сопоставляя избирательные системы Узбекистана и Германии, а также других стран мира, немецкие эксперты констатировали полную имплементацию общепризнанных принципов и стандартов демократических выборов, положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, итогового документа Копенгагенского совещания по человеческому измерению в законодательство Узбекистана, их реализацию на практике.