15:58 / 22.11.2016
2862

Свобода ассоциаций - важный фактор проведения демократических выборов

Демократические выборы немыслимы без соблюдения прав человека, свободы слова и информации, свободы собрания и ассоциаций. Обеспечение этих свобод является основной предпосылкой эффективной избирательной кампании и свободного и осознанного выбора избирателей.

Свобода ассоциаций, которая включает гарантии создания и деятельности негосударственных некоммерческих организаций (ННО), занимает в этом ряду важное место. Сегодня мы являемся свидетелями того, что ННО являются непременными участниками избирательной кампании, выступают важным фактором обеспечения открытости и прозрачности выборов.

Во-первых, они проводят масштабную работу по повышению правовой культуры и электоральной активности всех участников избирательного процесса. ННО занимают важное место в принятой 7 октября текущего года Центральной избирательной комиссией Программе мероприятий по повышению правовой культуры избирателей. Обладая солидным опытом непосредственной работы с населением, только с начала избирательной кампании ННО в формате социального партнерства с государственными органами, образовательными учреждениями провели более 37 тысяч информационно-просветительских мероприятий, из них 27 тысяч конференций, «круглых столов», семинаров, тренингов и встреч, которыми были охвачены все слои населения, в том числе женщины, молодежь, ветераны, люди с ограниченными физическими возможностями, военнослужащие, органы самоуправления граждан, трудовые коллективы, учащиеся учебных заведений, а также представители разных национальностей, проживающие в Узбекистане.

Во-вторых, активисты ННО принимают деятельное участие в подготовке и проведении выборов Президента Республики Узбекистан в составе окружных и участковых избирательных комиссий. Так, в окружных избирательных комиссиях представители ННО составляют 23,4 процента, причем в каждой второй представитель ННО назначен председателем, в четвертой – заместителем председателя, шестой – секретарем.

В составе участковых избирательных комиссий их представленность превышает 10 процентов. Среди них 4 778 представителей Комитета женщин Узбекистана, 2 321 – профессиональных союзов, 3 395 – общественного движения молодежи «Камолот» и другие.

В-третьих, ННО установили общественный контроль за ходом подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан. Так, в настоящее время Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества подробно и тщательно изучает процесс подготовки и проведения выборов, информирует население о соблюдении всех требований законодательства, тем самым содействует организации избирательной кампании в соответствии с демократическими требованиями.

Замечу, что результаты мониторинга предыдущих парламентских и президентских выборов широко обсуждались среди общественности и легли в основу дальнейшего развития избирательного законодательства и практики.

Более того, из 37,5 тысячи наблюдателей от политических партий более шести тысяч являются активистами ННО. Они тоже будут обеспечивать прозрачность и законность процесса голосования и подсчета голосов.

Без свякого преувеличения можно сказать – в нашей стране сформирована система самостоятельных, устойчивых ННО, пользующихся поддержкой широких слоев населения, которые сегодня выступают гарантом проведения справедливых, подлинных и честных выборов, обеспечения их открытости и гласности. Это результат всемерного содействия становлению и развитию ННО в нашей стране, всех демократический преобразований, которые осуществляются системно, последовательно и поэтапно, с учетом особенностей развития страны и роста политико-правовой культуры, общественного сознания населения с тесной взаимосвязи с процессами демократизации и модернизации других сфер общественного и государственного строительства.

Данные демократические преобразования можно условно разделить на следующие этапы.

Первый этап, с 1991 по 2000 год – этап первоочередных реформ, формирования законодательных основ создания и деятельности ННО. В этот период созданы конституционные основы и укреплены правовые гарантии свободного становления и независимого развития различных организационно-правовых форм ННО – общественных объединений, массовых общественных движений, профессиональных союзов и других. В статье 32 Конституции было закреплено право граждан Республики Узбекистан участвовать в управлении делами общества и государства. При этом содействие реализации прав граждан на свободу ассоциаций стало государственной задачей конституционного ранга (статья 34).

Редчайшим примером конституционного строительства является то, что отдельная глава 13 Основного закона посвящена негосударственным некоммерческим организациям. Она образует основу законодательного обеспечения прав и свобод граждан на создание ННО, их гарантий на свободу деятельности.

В соответствии с конституционными нормами и гарантиями в Узбекистане приняты отвечающие общепризнанным демократическим стандартам законы «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (1991 год), «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (1992 год), «О негосударственных некоммерческих организациях» (1999 год) и другие.

Второй этап, с 2000 по 2010 год – характеризуется усилением роли и значения, консолидацией усилий ННО в демократизации страны, развитием механизмов их материальной и финансовой поддержки.

Новому этапу присуще создание национальной инфраструктуры, обеспечивающей реальную независимость ННО. В основе этой работы лежала убежденность, что только самостоятельные, располагающие достаточными финансовыми ресурсами и независимыми источниками финансирования ННО способны эффективно выполнять свои функции.

В этот период сформировалась система поддержки и развития многообразных ННО, которые по мере роста гражданской активности, национального самосознания, политико-правовой культуры и духовности членов общества объединяли свои усилия для представления своих интересов. Были созданы Национальная ассоциация ННО Узбекистана, Экологическое движение Узбекистана, Национальная ассоциация электронных средств массовой информации, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана и другие, позволившие укрепить позиции ННО в обеспечении и поддержании баланса интересов в обществе, создать противовес государственным структурам в политической и социальной сфере, защите демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей. Приняты законы «Об общественных фондах» (2003 год), «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» (2007 год), «О благотворительности» (2007 год) и др.

Ключевую роль на данном этапе сыграло принятие постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества в Узбекистане» от 23 июня 2005 года, которое способствовало дальнейшему совершенствованию институциональных основ всемерной поддержки ННО, расширению их прав, полномочий в системе общественного и государственного строительства.

Настоящим постановлением на органы государственной власти и управления была возложена обязанность всемерного содействия и поддержки деятельности ННО, направленной на защиту прав, интересов и повышение благосостояния граждан, социально-экономическое, общественно-политическое развитие страны.

Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» определил правовые гарантии ННО – право на свободу деятельности, доступ к информации, защиту деловой репутации, результатов интеллектуальной деятельности, защиту от неправомерных решений государственных органов, действий (бездействий) их должностных лиц. Он дал также возможность широкого практического применения механизмов государственной поддержки в виде государственных субсидий, социальных заказов и грантов.

В целях практической реализации вышеуказанного закона в 2008 году было принято совместное постановление Кенгашей палат Олий Мажлиса «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества», в соответствии с которым при высшем законодательном органе создан Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также Парламентская комиссия по управлению средствами данного фонда, в состав которой вошли также представители ведущих ННО и других институтов гражданского общества.

Важным фактором обеспечения финансовой устойчивости ННО стали установленные в законодательстве льготы по уплате налогов и других обязательных платежей. Так, в соответствии с Налоговым кодексом ННО освобождаются от выплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество юридических лиц, земельного налога с юридических лиц, налога за пользование водными ресурсами и других.

Третий этап, с 2010 по 2014 год – усиление роли и значения ННО в дальнейшем углублении демократических реформ и формировании гражданского общества, всемерное укрепление социального партнерства между государственными органами и ННО.

В процессе дальнейшего углубления демократических преобразований во всех сферах жизни общества и государства, на фоне роста общественно-политической активности и политико-правовой культуры населения была продолжена работа по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности ННО, созданию дополнительных условий для активного участия в их деятельности различных слоев населения, дальнейшего повышения общественной, социально-экономической активности ННО.

Третий этап характерен тем, что ННО в полной мере сформировались в качестве равноправных субъектов общественно-государственных отношений, проявляют свою сопричастность к происходящим в стране преобразованиям во всех сферах жизни общества и государства, и они готовы брать на себя большую ответственность за благополучие страны. Отличительной особенностью периода стало признание ННО со стороны государства в качестве равноправных партнеров.

Этот важный этап открыла Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принятая парламентом страны в ноябре 2010 года. На ее основе за последние пять лет приняты такие важнейшие законы, как «Об экологическом контроле», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О социальном партнерстве» и другие, которые имеют большое значение в деле динамичного развития ННО.

Отдельное место в этом ряду занимает Закон «О социальном партнерстве», которым усовершенствованы организационно-правовые механизмы взаимодействия государственных органов с ННО в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития и актов законодательства. При представительных органах на местах сформированы общественные комиссии по социальному партнерству. В их состав вошли депутаты, представители государственных органов и ННО. Деятельность общественных комиссий по социальному партнерству будет способствовать дальнейшему повышению роли и ответственности представительных и исполнительных органов власти на местах за формирование и свободное развитие ННО, обеспечение их активного участия в демократических преобразованиях и модернизации страны.

Кроме того, с принятием 12 декабря 2013 года постановления Президента «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества», а также постановления Кабинета Министров о мерах по его реализации значительно упростили организационно-правовые аспекты деятельности ННО. В частности:

Во-первых, в 5 раз снижены ставки государственных пошлин за регистрацию ННО, и в 2,5 раза размеры сборов, взимаемых за регистрацию их символик. Установлено, что за регистрацию общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается государственная пошлина в размере 50 процентов от утвержденных размеров.

Во-вторых, снижен с двух до одного месяца срок рассмотрения заявления о государственной регистрации ННО.

В-третьих, упрощена процедура оформления учредительных документов, исключено требование об их нотариальном заверении, установлено, что они представляются не в трех, как это было раньше, а только в двух экземплярах и только на одном – государственном языке.

В-четвертых, упрощен порядок подачи документов на перерегистрацию ННО, исключены требования о предоставлении излишних документов.

В-пятых, отменена практика ежеквартального предоставления в органы юстиции сведений о принятых решениях руководящих органов ННО.

В-шестых, исключено распространение на ННО положения статьи 53 Гражданского кодекса, предусматривающего в качестве основания для ликвидации юридических лиц неосуществление ими финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев.

И самое главное, на Министерство юстиции, являющееся органом надзора за деятельностью ННО, возложена задача по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ННО.

Четвертый этап начинается с 2014 года и характеризуется становлением ННО как реальных субъектов общественного контроля. В соответствии с внесенными в 2014 году дополнениями в статью 32 Конституции страны, институт общественного контроля обрел конституционный статус.

Сегодня ННО являются не только равноправными партнерами государственных органов, но и осуществляют общественный контроль над их деятельностью. Такой контроль направлен на реализацию конституционного права граждан участвовать в управлении делами общества и государства, обеспечение прозрачности деятельности государственных органов, повышение ответственности их должностных лиц перед обществом.

В настоящее время находится на стадии обсуждения проект Закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», предусматривающий создание правового механизма осуществления со стороны ННО и других институтов гражданского общества контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц.

Таким образом, государство поэтапно и последовательно реализует меры, направленные на укрепление гарантий свободы деятельности ННО, их устойчивого и самостоятельного развития, а также, усиление роли и влияния ННО на принятие важнейших государственных решений, расширение участия граждан в общественном и государственном строительстве.

Как показывают исследования Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», абсолютное большинство граждан (94,3 процента) всемерно поддерживает основные направления государственной политики в данной сфере. При этом 95,7 процента опрошенных представителей ННО высоко оценивают государственную поддержку, оказываемую им. По их мнению, органы государственной власти и управления видят в ННО равноправных партнеров, поддерживают и сотрудничают с ними. Опрос общественного мнения также показал значительный рост уровня осведомленности граждан об ННО и основных направлениях их деятельности. В этом большую роль сыграло обеспечение открытости и подотчетности организаций обществу, тесное взаимодействие со средствами массовой информации.

Предстоящие 4 декабря выборы Президента Республики Узбекистан станут своеобразным экзаменом для действующих в стране институтов гражданского общества – показателем эффективности и уровня их участия в одном из важнейших общественно-политических мероприятий в стране, оценкой масштабной работы по обеспечению свободы и поддержки их деятельности.

Джахонгир ШИРИНОВ,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Top