20:04 / 06.05.2023
13772

Автопром своеобразно понял поручение президента: очередей нет, как нет и автомобилей в продаже 

На сегодняшний день заключить контракт с UzAuto Motors можно только на автомобиль Malibu стоимостью свыше 400 миллионов сумов. Остановлено заключение контрактов на автомобили Tracker-2 и Onix, производство которых запускалось с большой помпой. 

Фото: UzAuto Motors

С того времени, как массовые и популярные машины типа Spark, Damas, Nexia-3, Cobalt, Gentra исчезли из продаж, прошло от 6 месяцев до года. 

Президент поставил перед «Узавтосаноат» задачу до 1 мая 2022 года ликвидировать очереди в автосалонах. Спустя год становится ясно, что руководители нашего автопрома поняли указ президента «буквально». 

Понятно, что Президент выдвинул требование увеличить объемы производства и ликвидировать очереди за счет своевременной поставки оплаченных автомобилей владельцам. 

Но сегодня автопроизводители просто устранили очереди. Теперь никто не может оплатить и купить новую машину (кроме самых дорогих импортных моделей, конечно). 

Год назад Шавкат Умрзаков собственными ушами услышал распоряжение президента и записал его в блокнот. Сегодня он — хоким Ташкента. Ну а новый глава, похоже, считает, что «президент не мне поручал, значит, это не моя задача» ... 

Короче говоря, нынешняя ситуация требует немедленной отмены «растаможки». 

Пришло время открыть ввоз в страну новых автомобилей и электромобилей из-за границы только с уплатой НДС. В первую очередь от этого выиграет государственная казна. 

Наш отечественный автопром, которому мы доверились и на который возлагали все свои надежды 27 лет, перешел к открытому насмехательству над народом. 

Вместо того, чтобы вовремя производить автомобили и вовремя их поставлять, они начали спекулировать, ввозя автомобили из-за границы. 

Еще в 2021 году президент дал свою оценку этой ситуации на встрече с предпринимателями: 

«[Завод в Асаке] никогда не приносил прибыли. Если бы была конкуренция, как сейчас, и мы выпустили бы завод в открытый океан, количество автомобилей увеличилось бы, и они были бы дешевы и конкурентоспособны», — сказал тогда Шавкат Мирзиёев. 

Президент также отметил, что, несмотря на предоставленные ему налоговые и другие льготы, автомобильный завод никогда не служил интересам общества. 

«Раньше мы продавали автомобили, которые отправляли на экспорт, на 30-40 % дешевле, чем на внутреннем рынке. Перевозили через границу и говорили, что экспортируем. Это был не экспорт, это была проблема», - сказал глава государства. 

Президент отметил, что в дальнейшем, в результате формирования конкурентной среды, заводу предстоит в корне пересмотреть свою работу: 

«Андижанский машиностроительный завод через 3-4 года станет не нужен. Потому что мы открываем завод в Ташкентской области, в Намангане и 2-3 завода в Джизаке, о чем раньше никто и подумать не мог».

Мы не требуем закрытия наших автозаводов в Андижане и прочих. Они просто должны почувствовать конкуренцию. Если дойдет до того, что он закроется сам по себе, не выдержав конкуренции, до свидания! Если за ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ЛЕТ доверия и привилегий не было организовано производство, способное конкурировать, то так тому и быть. 

При введении облагаемого только НДС ввоза автомобилей с двигателем внутреннего сгорания упор следует делать на совершенно новые автомобили, не бывшие в эксплуатации. Ведь мы не хотим, чтобы Узбекистан стал свалкой дубайского авторынка. 

Тогда свои автосалоны в нашей стране открыли бы крупнейшие автомобильные бренды, такие как Toyota, Skoda, Nissan, Mazda. Для этого необходимо создать условия. И люди получили бы возможность покупать доступные, дешевые и качественные автомобили без долгого ожидания. 

В нынешних монопольных условиях наш национальный автопроизводитель ведет себя как «хозяин-барин». От этого давно страдают потребители. Если вышеуказанные меры будут реализованы, и UzAuto Motors на себе почувствует, что такое конкуренция, то тогда, возможно, начнет задумываться над вопросами количества, качества и оперативности. 

Народ был столь терпелив, но и он устал. Пришло время применить меры, которые заставят нашего избалованного автопроизводителя взяться за ум. 

Шухрат Шокиржонов,
журналист, 

перевод: Вадим Султанов.

Top