11:35 / 26.02.2024
7765

Установлен новый срок разработки проекта реформы тарифов в энергетике

К маю 2024 года будет разработан проект нормативного правового акта по реализации тарифной реформы, предусматривающий тарифы на электроэнергию, природный и сжиженный газ в размере не менее себестоимости. Это прописано в госпрограмме на 2024 год.

Фото: Kun.uz

Согласно утвержденной программе, в проекте документа, который будет разработан в ближайшие 2-3 месяца:

• осуществление расчетов цен и тарифов на электроэнергию, природный и сжиженный газ в размере не менее себестоимости (cost recovery level);

• утверждение цен и тарифов на электроэнергию, природный и сжиженный газ по результатам расчетов;

• в целях поддержки социально незащищенных слоев населения предусматривается внедрение системы «социальной нормы» при установлении цен на электроэнергию и природный газ.

Эта задача возложена на Министерство энергетики и Национальное агентство социальной защиты.

Напомним, в сентябре прошлого года министр энергетики Джурабек Мирзамахмудов заявил, что себестоимость производства и поставки 1 кВт/ч электроэнергии превышает 800 сумов. Тариф для населения с 2019 года составляет 295 сумов за 1 кВт/ч и 380 сум за 1 кубический метр природного газа. Разница субсидируется из государственного бюджета.

Действия по либерализации энергетического рынка

Постановлением Кабинета Министров от сентября 2023 года с 1 октября тарифы на электроэнергию для юридических лиц были приближены к рыночным. Тарифы для населения остались неизменными.

По мнению экономистов, существующие проблемы в энергетике невозможно полностью решить без внедрения рыночных механизмов в отрасли. Это потребует тарифной реформы для привлечения инвесторов.

Либерализацию энергетического сектора давно рекомендуют правительству и международные организации. В настоящее время государство выделяет субсидии триллионами на поставку энергоресурсов населению по более низкой цене, чем их себестоимость, тем самым Узбекистан входит в число стран, предоставляющих наибольшее количество субсидий на энергетику в мире. Однако искусственно удерживаемые низкие цены препятствуют передаче этапов производства и распределения частному сектору с целью повышения эффективности в отрасли, и не поощряет потребителей экономить ресурсы.

Субсидирование энергетики также усугубляет социальное неравенство. Потому что слои населения с более низким доходом, естественно, потребляют меньше энергии, а семьи с более высоким доходом – больше (например, многоэтажные дома с большим количеством техники). В результате того, что государство субсидирует энергоресурсы одинаково для всех, богатый слой получает косвенную субсидию от государства в несколько раз больше.

Это также подтверждается официальными данными, опубликованными в 2022 году, согласно которым, всего в Узбекистане 7,3 млн абонентов, потребляющих электроэнергию, и 80% из них потребляют в среднем до 200 кВт/ч электроэнергии в месяц. Но на долю этих домохозяйств приходится лишь 31% от общего объема электроэнергии, потребляемой населением.

Кроме того, из 4 миллионов домохозяйств, подключенных к природному газу, 85 % потребляют в среднем до 500 кубических метров природного газа в месяц. Но на их долю приходится лишь 35% от общего потребления населения.

Top