20:52 / 26.02.2021
4357
В защиту честной конкуренции. Как оградить законодательство от лоббирования и монополизма?
Фото: Shutterstock

В целях развития конкуренции в стране Президентом Ш.М. Мирзиёевым были приняты ряд важных указов и постановлений. В то время как большая часть общественности в основном видит проблему отсутствия конкуренции, монополии в лице УзАвтоМоторс, хотелось бы обратить внимание на другую, не менее важную проблему в данной сфере. 

Изучая предмет «Конкурентное право» в Ташкентском государственном юридическом университете и правоприменительную практику Антимонопольного комитета при написании своей выпускной квалификационной работы, я заметил, что некоторые государственные органы (госпредприятия) и должностные лица зачастую ради достижения ведомственных, возможно и личных интересов или лоббирования отдельных интересов предпринимателей готовят проекты правительственных постановлений или президентских указов, которые идут вразрез с антимонопольным законодательством. В разрабатываемых ими проектах нормативно-правовых актов можно наблюдать, как они искусно включают пункты, которые преследуют цель:

a)           Создания монопольных компаний,

b)          Получения права самостоятельно отбирать хозяйствующие субъекты без проведения тендеров (конкурсов),

c)           Получения права предоставлять льготы и преференции отдельным хозяйствующим субъектам.

Как известно, в условиях рыночной экономики государство является регулятором экономики и реформатором , но практика показывает, что случаи нарушения законодательства о конкуренции со стороны именно государственных органов – не редкость.

Для справки:

Статья 12 Закона РУз «О конкуренции», а также Закон РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» нацелены на пресечение нарушений, связанных с ограничением конкуренции со стороны государственных органов.

Вот несколько примеров из практики, опубликованных на сайте Антимонопольного комитета:

Создание монопольных компаний

В настоящее время в Узбекистане функционируют 224 предприятия-монополиста (включая естественные монополии). Всем хорошо известно, что монополия – это высокие цены и отсутствие выбора у потребителей. Следовательно, государственная политика должна быть направлена на сокращение числа компаний-монополистов, а не на создание новых. Но, видимо не все согласны с этим. Разберём несколько случаев, когда государственные органы выступали за создание монополий. 

  1. Инициатива Министерства культуры, Министерства финансов, Министерства транспорта и Государственного комитета по развитию туризма по созданию единого портала (оператора) по продаже электронных билетов (ЕППЭБ) в разработанном ими проекте Постановления Кабинета Министров. При том, что в настоящее время в стране действует несколько компаний, оказывающих онлайн-услуги по продаже электронных билетов на транспорт: e-ticket.railway.uz, uzairways.online, avtoticket.uz, а также билетов в кино, театр, на концерты и спортивные мероприятия: iticket.uz и myticket.uz. Несомненно, создание единого оператора приведёт к установлению монополии в этой сфере.
  2. Инициатива Министерства жилищно-коммунальных услуг о назначении ООО “Технопарк” главным подрядчиком по замене всех устаревших лифтов на новые в многоквартирных домах страны, а также предоставление права на осуществление мониторинга лифтового оборудования и оказания диспетчерских служб (предусмотрено в проекте Постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по модернизации и ремонту лифтовых установок в многоквартирных домах в 2021-2027гг.»). 
  3. Министерство сельского хозяйства в проекте Постановления Кабинета Министров предложило создать государственное унитарное предприятие «Агросервис Оператор». В проекте указано, что предприятие «Агросервис Оператор» будет заниматься реализацией целевых программ, направленных на устойчивое развитие садоводства и виноградарства.
  4. Министерство инвестиций и внешней торговли разработало проект указа Президента РУз, в котором предусматривается создание внешнеторговой компании АО «Uzintertrade», которой планируется предоставить право заниматься экспортом монопольной продукции, покупки товаров местных предпринимателей и ремесленников без уплаты НДС с условием их полного направления на экспорт, предоставления посреднических услуг и т.д.

В обход тендера (конкурса)

Тендер – это один из основных способов обеспечения конкуренции на рынке государственных закупок, который позволяет заказчику выбрать самого достойного поставщика (производителя) в соотношении цена-качество. Согласно Закону «О государственных закупках», в целях обеспечения беспристрастности и недопущения коррупции, осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг, как правило, должно проводиться на основе принципа состязательности, т.е. через конкурсы (тендеры). Однако, некоторые государственные органы желают самостоятельно выбирать хозяйствующие субъекты без проведения конкурсов, необоснованно используя исключения из общих правил, содержащихся в Законе «О государственных закупках». Вот примеры: 

  1. Государственный налоговый комитет разработал проект Постановления президента, в котором предусмотрено для разработки Национальной информационной системы (НИС) «Асл белгиси» и предоставления технического обслуживания на основе прямых переговоров, заключить договор государственно-частного партнерства с ООО “CRPT TURON”… 
  2. Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам в разработанном им проекте Закона «О недрах» предлагает при получении разрешения на право пользования участками недр возможность выдавать разрешение на основании заявления заинтересованного лица по результатам прямых переговоров… 
  3. Хокимиятом Сурхандарьинской области разработан проект постановления Кабинета Министров, согласно которому работа по очистке русла реки Сурхандарья без проведения конкурса предоставляется ООО «SURXON TEKSTIL TOLA», ООО «BOTIR ALI» и ООО «SHO’RCHI SHAG’AL SAVDO».
  4. Ассоциация «Узэлтехсаноат» разработала проект постановления Кабинета Министров, предусматривающий в целях предотвращения ввоза в страну некачественной электротехнической продукции предоставить «Узэлтехсаноат» право самостоятельно выбирать способы закупки товаров (работ, услуг) при строительстве и оснащении Центра, создаваемого на базе «Узэлтехсаноат».  

Ассоциация текстильной промышленности (Узтекстильпром) в разработанном ей проекте постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан “О государственной поддержке аграрного сектора сельхозтехникой” предусматривает ввоз сельскохозяйственной техники и запасных частей на основании прямых договоров с ООО “Indorama Agro” и OOO “Pahtakor Teh”.

Предоставление льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам

Получение льгот и преференций от государства всегда ставит в превосходное конкурентное положение хозяйствующего субъекта – получателя по отношению к другим игрокам на рынке. В результате нарушается здоровая конкуренция и происходит постепенная монополизация рынка.

  1. Министерство здравоохранения инициировало проект постановления Кабинета Министров, в котором предусмотрено предоставление 29,48 га земельной площади частному Университету AKFA на постоянное пользование на безвозмездной основе.
  2. В проекте Постановления Президента РУз, разработанном АО “Узавтосаноат” предусмотрено, что хокимият Андижанской области должен предоставить не менее 100 га земли на баланс предприятия, создаваемого в “Саноат хаби”, а также освободить от уплаты компенсации при использовании орошаемых земель для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства. 

На все вышеупомянутые проекты Антимонопольный комитет выдал отрицательное заключение, и это только те случаи, которые были официально опубликованы на сайте комитета. Думаю, на практике таких случаев на самом деле не мало. Однако, к сожалению, несмотря на отрицательные заключения АМК, в большинстве случаев такие проекты всё-таки принимаются. Думаю, для пресечения таких случаев заключение АМК должно иметь не рекомендательный, а обязательный характер. То есть, без положительного заключения АМК проекты нормативно-правовых актов не должны приниматься. 

Предлагаю также пересмотреть исключения и пробелы в Законе «О государственных закупках», чтобы не было злоупотреблений на практике.

Хочется надеяться, что в дальнейшем при разработке проектов нормативно-правовых актов все государственные органы будут исходить исключительно из интересов общества. 

Умид Гафуров
Студент 4-курса факультета «Частное право»
Ташкентского государственного юридического университета 

Top