Узбекистан | 19:21 / 02.12.2024
5452
4 минут чтения

«Концепция внешней политики не может быть закрытой» — Садык Сафаев

Заместитель председателя Сената Садык Сафаев заявил, что текущая концепция внешнеполитической деятельности Узбекистана является открытой для общественности. Однако представители Министерства иностранных дел подтвердили, что документ официально считается закрытым, такой же закрытой может остаться и его новая редакция.

2 декабря в Ташкенте началась неделя гражданского общества, на которой представители Олий Мажлиса дали интервью журналистам. В ходе общения с корреспондентом Kun.uz Сафаев прокомментировал ситуацию с обновлением концепции внешней политики и её предполагаемой закрытостью.

«Она не закрыта. Вы можете найти её в открытых источниках. Почему вы решили, что она закрыта? Доктрина не может быть закрытой. Концепция была публично представлена, обсуждалась в парламенте, депутаты её приняли. В обсуждении участвовала и общественность.

Но времена меняются, и подходы, взгляды, принципы Узбекистана во внешней политике тоже должны меняться. Над этим сейчас работают специалисты, в том числе в рамках Совета по внешней политике. Новая концепция ответит на вопрос, каким должно быть изменение внешней политики Узбекистана в текущих условиях», — подчеркнул Сафаев.

МИД подтверждает закрытость документа

Несмотря на заявление Сафаева о доступности концепции, в открытых источниках, включая портал Lex.uz, доступна лишь устаревшая версия документа 2012 года, утратившая силу 14 сентября того же года. Пресс-секретарь Министерства юстиции Ахрор Бурхонов не стал комментировать отсутствие новой версии на портале.

По его словам, действующая концепция, принятая 10 сентября 2012 года и изменённая в 2018 году, официально считается закрытым документом.

«Документ закрыт, поэтому его нет в открытых источниках. Планируется, что новая редакция будет принята в 2025 году. Возможно, некоторые её части будут открыты, но не исключено, что она останется полностью закрытой. Это ещё обсуждается», — отметил Бурхонов.

Развитие логистических коридоров — ключевой элемент новой концепции

Сафаев также упомянул важность диверсификации транспортных маршрутов, чтобы снизить издержки на экспортно-импортные операции.

«Альтернативные маршруты чрезвычайно важны, так как около 50% стоимости экспортируемых грузов Узбекистана составляет транспортная составляющая. Ближайший морской порт находится в 3000 км. Открытие южных и восточных маршрутов может значительно улучшить ситуацию.

Например, если сейчас доставка грузов до порта занимает 20–22 дня, то через трансафганский маршрут это время сократится до 2–3 дней. Это позитивно повлияет на благосостояние населения.

Уже начато строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Также ведутся работы по созданию транспортного коридора Центральная Азия–Южный Кавказ–Европа. В рамках этого проекта Узбекистан подписал договоры о партнёрстве с Казахстаном и Азербайджаном. Это свидетельствует о формировании важного геополитического и геоэкономического треугольника в Центральной Азии и Южном Кавказе. Первым направлением этого сотрудничества является развитие транспортных коридоров.

В целом Узбекистану важны как северные, так и южные направления. Эти аспекты обязательно найдут отражение в новой концепции внешнеполитической деятельности», — отметил Сафаев.

Таким образом, обновлённая концепция внешней политики Узбекистана, вероятно, будет учитывать ключевые вызовы и возможности, включая развитие логистических маршрутов и диверсификацию внешнеэкономических связей, однако её окончательный статус (открытый или закрытый) пока остаётся под вопросом.

Новости по теме