Узбекистан | 16:55 / 19.12.2020
4526
8 минут чтения

«Слова совпадали с делами». Беседа с профессором о джадидах

Доктор филологических наук, профессор Баходир Карим в беседе с корреспондентом Kun.uz рассказал о значимости изучения жизни и творчества джадидов (представителей мусульманского модернизма в конце 19 – начале 20 вв.) в наши дни, а также о предложении создать академию по исследованию джадидского движения. Учёный обратил внимание на сегодняшнюю актуальность идей, выдвинутых джадидами более века назад.

- Как вы считаете, почему сегодня важно изучать жизнь и творчество джадидов?

- Прежде всего, жизни людей тех времён, их самопожертвование ради нации и родины, являются примером для нас.

Они тратили собственные средства на открытие личных библиотек, создание частных школ.

Цель была одна – открыть глаза нации, чтобы народ Туркестана стремился к развитию на мировом уровне. Они в том числе, считали, что следует предотвращать излишние траты на свадьбы, церемонии и т.п.

В то время, в 20-х годах ХХ века, они создавали различные благотворительные общества, например «Кумак». Члены этого общества по инициативе джадидов отправляли студентов за границу. Главное, джадиды под руководством Фитрата перед отъездом этих студентов в Баку, в Москву, в Берлин, привозили их в Самарканд, где они давали клятву в мавзолее Амира Тимура. Содержание клятвы было таким: «Я побываю в странах мира, получу образование в Европе, а потом вернусь на родину и принесу ей пользу».

Я сравниваю это с жизнью молодых людей, уехавших на учёбу в различные страны мира, в самые авторитетные университеты, с помощью фонда «Умид», созданного в нашей стране на заре независимости. К сожалению, большинство из них – интеллект страны, умственная энергия, рассеялись по всему миру. Они уехали. Вернулись очень немногие. Человек по своей природе всегда стремится улучшить свою жизнь, условия проживания. Я считаю, что они поставили свои личные интересы выше развития родины, своей родной земли, нации.

Мы можем только сокрушаться по этому поводу. Если бы эти студенты глубже изучили жизнь джадидов, возможно, они иначе смотрели бы на жизнь, на свой родной край, где они родились и выросли.

Джадидов было очень много. Когда речь идёт о джадидах, мы обычно вспоминаем Абдуллу Кадыри, Чулпана, Фитрата, Махмудходжу Бехбуди. А ведь среди них были и Ашурали Зохири, Хаджи Муин или основатель школы в Самарканде, просветитель Абдукадыр Шакури. Следует многому научиться и перенять от них.

К примеру, у Махмудходжи Бехбуди имеется статья «Нужно не два, а четыре языка». Он говорил об этом более 100 лет назад. Как видим, сегодня нам тоже не помешало бы знать 4 языка.

В первую очередь, следует знать родной язык, а также иностранные языки, скажем, русский, английский, немецкий, персидский, арабский. Бехбуди говорил: следует изучить несколько языков, чтобы узнать, как к нам относятся в мире, что о нас говорят.

- Какие аспекты наиболее ярко выражены в идеях, выдвинутых джадидами?

- Бехбуди в своё время требовал соблюдения прав народа, видя жалкое состояние нации, захватническую политику царской России. Одну из своих статей он назвал «Берут, но не дают».

Он высказывал мнение о том, что нужно вырвать права народа из пасти «дракона». Его мысли стали развиваться другими джадидами, но сам он, к сожалению, был казнён.

По его мнению, нужно говорить правду, какой бы горькой она ни была. Понятия «правдивость», «справедливость», «правильность» стали концепцией жизни и творчества джадидов. Я представляю это так.

Если мы изучим подобные мнения, взгляды, ясно представим себе жизни и творчество людей, пожертвовавших жизнью за народ, как яркую страницу истории, то мы возблагодарим Бога за то, что живём в такое свободное, благоустроенное время.

В представлении и мышлении каждого человека сравнения очень важны. Мы сравниваем образ жизни джадидов с нашей сегодняшней жизнью.

Сравниваем независимость с советскими временами, когда у нас не было свободы. В советское время высказать подобные мнения было невозможно.

Были времена, когда джадидов рассматривали как представителей буржуазии, продажных людей с феодальным мышлением. А ведь это – наши отцы, деды.

Они пропагандировали просвещение. Абдулла Кадыри создал первый роман в узбекской литературе – «Минувшие дни», который и сегодня читается с удовольствием. До наших дней дошли прекрасные сборники Чулпана – «Родники», «Пробуждение», «Тайны рассвета». И мы должны это ценить.

- Как вы считаете, какие основные темы должны присутствовать в современной литературе?

- Я считаю, что одной из основных тем современной литературы должно стать обуздание страстей.

Если мы действительно хотим стать гармоничными людьми, найти своё место в мире, то в первую очередь, каждый должен уметь сдержать свою алчность.

Можно научиться у джадидов, как относиться к нужде и сытости, что значит родина и родная земля. Они беспокоились о стране. Вторая тема литературы – это забота о родине.

Человек, который ставит личные интересы выше общественных, какие бы он не говорил высокие речи с пеной у рта, всё это будет неискренне.

Литература на потребу дня – очень трагическая литература. Она может сбросить писателя в пропасть. К примеру, я считаю, что не нужно писать произведение для премии. Нужно писать, потому что это необходимо, так же как джадиды. Только тогда появится настоящая, вечная литература.

Природа человека очень странна. Известно, что алчность до добра не доведёт и закончится бедой. Счастлив тот, кто сумел обуздать свою алчность. Джадиды были именно такими людьми. Поэтому они так дороги для нас сегодня.

Мунавваркори рассказывал в своих воспоминаниях: «Я открыл в своём доме школу для народа и нации. Никогда не тратил имущество людей». Почти все джадиды были такими.

Чем больше у человека есть, тем больше ему хочется. Дать ему целую долину овец, а он скажет: вот бы было две долины. Так же и сегодня: одной машины мало, нужно две.

- Может быть, пришло время фундаментальных исследований жизни и творчества джадидов? Как вы говорили, многие грани джадидского движения ещё не раскрыты.

- Как учёный, изучавший прессу 20-х годов прошлого века, статьи, написанные джадидами (и даже заработавший аллергию на газетную пыль того времени) хочу сказать, что джадиды могут стать примером для нас во многом. Их слова совпадали с делами. Если бы это было не так, мы бы не помнили их до сих пор, и они бы не были так дороги для нас.

На мой взгляд, следует сызнова начать их исследование.

Учёные, занимавшиеся периодом джадидизма, высказывают здравую мысль о том, что сегодня нам нужно крупное учреждение для таких исследований. Возможно, академия или институт.

Беседовал Исломбек Умаралиев

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме