Узбекистан | 18:26 / 12.08.2025
2485
8 минут чтения

Владельцы тяжёлых грузовиков: «Нас штрафуют за технику, которую сами же разрешили ввозить»

Сегодня по дорогам Узбекистана ездят около 40 тысяч грузовиков, способных перевозить от 40 до 120 тонн грузов. Большинство из них ввезено в страну после 2018 года, хотя, согласно действующим нормативам, такие транспортные средства не должны были допускаться к ввозу. Запоздалая попытка министра транспорта и председателя комитета «Узавтойул» исправить эту ошибку дорого обходится предпринимателям.

На автомагистралях часто можно увидеть большие грузовики Shacman, Howo и аналогичные, перевозящие камень, щебень, цемент или другие строительные материалы. Особенно в последние годы резко увеличилось количество машин, способных перевозить 80–90 тонн грузов. Число предпринимателей, занятых в сфере грузоперевозок, также резко возросло. Однако сейчас эти бизнесмены заявляют, что столкнулись с большими потерями и что их «зажимают со всех сторон».

Запрет 14-летней давности

Проблема перевозчиков связана с вопросом допустимой массы перевозимого груза и применением передвижных весов на дорогах.

Данный вопрос регулируется «Правилами обеспечения безопасности движения при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утверждёнными постановлением Кабинета министров от 26 декабря 2011 года № 342.

В приложении № 2 к этим правилам указана допустимая масса автотранспортных средств. Согласно этому приложению, допустимая нагрузка на каждую ось автотранспортного средства при соблюдении допустимой полной массы не должна превышать 10 тонн. То есть общая масса транспортного средства с грузом установлена в пределах 44 тонн.

Предприниматели в убытке, а Китай в прибыли

Согласно действующему порядку, импортируемые грузовые автомобили и полуприцепы проходят сертификацию в организациях, подведомственных Агентству по техническому регулированию, а затем оформляются в таможенных органах.

Однако, несмотря на установленный лимит в 44 тонны, в страну были ввезены транспортные средства грузоподъёмностью 80–90 тонн. Им выдавались сертификаты, они оформлялись на таможне и регистрировались в СБДД. В их техпаспорт вписывалась разрешённая грузоподъёмность в 70–90 тонн.

Видя, что таможня оформляет такие автомобили, а сертификация проходит без проблем, многие занялись бизнесом в этом направлении. В результате сейчас в стране работают сотни, а возможно, и тысячи предпринимателей, использующих такие грузовики. Большинство купили их в кредит под высокие проценты.

Сегодня по дорогам страны ездит около 40 тысяч таких машин, большинство из которых ввезены после 2018 года. Миллиарды долларов за импорт техники, запрещённой для движения с полной нагрузкой, ушли за границу, в основном в Китай.

Запоздалая реакция министра и председателя комитета

24 июля 2023 года министр транспорта Илхом Махкамов и председатель Комитета автомобильных дорог Джамшид Турсунов направили премьер-министру совместное письмо.

В нём отмечалось, что из почти 43 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования республики 40 917 километров рассчитаны на нагрузку в 5–8 тонн на ось, 1952 километра — на 13 тонн. Из 7229 мостов и путепроводов 6506 имеют грузоподъёмность всего 5–8 тонн.

«Анализ показывает, что количество грузовых транспортных средств, движущихся по автомобильным дорогам, по состоянию на 1 марта 2023 года увеличилось в 4 раза по сравнению с 2016 годом и составило 327 672 единицы. По данным Службы безопасности дорожного движения, более 10 % этих машин составляют рессорные грузовики и полуприцепы грузоподъёмностью от 40 до 120 тонн.

Во всех странах Европы и в большинстве государств СНГ импорт таких рессорных полуприцепов запрещён, от их использования отказались. Применение рессорных грузовиков и прицепов возможно только на территории карьеров», — говорилось в письме.

Министр и председатель комитета подчеркнули, что такие грузовики разрушают дороги и мосты, и попросили премьер-министра прекратить их импорт.

С учётом того, что 95,4 % дорог общего пользования в Узбекистане рассчитаны на нагрузку в 5–8 тонн на ось, непонятно, почему Минтранс и Комитет автомобильных дорог заявили об этом лишь спустя пять лет после массового ввоза техники, а не раньше.

Нелогичный штраф

После письма министра и председателя комитета премьер-министр дал поручение соответствующим ведомствам. МВД и Минтрансу было поручено установить строгий контроль за движением по дорогам общего пользования и в населённых пунктах автомобилей с перегрузом.

26 сентября 2024 года премьер-министр поручил МВД, Минтрансу и Комитету автомобильных дорог создать отдельный отряд дорожно-патрульной службы для проведения рейдов с применением передвижных весов. Сейчас такие рейды проходят по всей стране.

Схема проста: если передвижные весы показывают перевес, составляется административный протокол и назначается штраф. Если водитель подписывает протокол, он продолжает путь с тем же грузом.

Директор ООО «Via Muzaffar Kamron» Хуршид Турсунов заявляет:

«Мы, местные перевозчики, оказались в водовороте проблем. Передвижные весы принадлежат самому Комитету автомобильных дорог. Их машины никто не взвешивает и не штрафует, а проверяют только нас. Весы используют не по инструкции, водителей запугивают постановкой машин на штрафстоянку, если они не подпишут протокол. Стоимость одного дня на штрафстоянке — 200 тысяч сумов. Если машина стоит 20 дней, это 4 млн сумов. Штраф — 8,2 млн сумов, при уплате половины — 4,1 млн сумов. В итоге стоянка обходится почти как штраф, и никто не хочет оставлять машину на 20 дней. Поэтому нас вынуждают подписывать протокол».

По его словам, сейчас требуют, чтобы 80–90-тонные машины перевозили лишь 15 тонн груза. В итоге из Бухары в Ташкент придётся ездить 4–5 раз, что увеличит трафик, расход метана и общие расходы в 4 раза. Кроме того, водители часами ждут своей очереди на весах, а потом, чтобы успеть наверстать упущенное, едут ночами и попадают в ДТП.

«Мы ведь не с неба их взяли»

Перевозчик из Бухары Шерзод Кодиров рассказал, что все его доходы уходят на погашение кредита и штрафы. По его словам, используемые весы не предназначены для взвешивания рессорных машин, а погрешность может достигать 30 тонн.

«Нас обвиняют в разрушении дорог, но пусть посмотрят, какие материалы используют для их строительства. Например, я возил балки и сваи для мостов, арматуру — они не соответствуют стандарту. Ещё при перевозке ломаются.

Если мы действительно разрушаем дороги, почему эти машины вообще ввезли? Мы их не с неба взяли — в техпаспорте государством указан разрешённый тоннаж», — говорит он.

Каким будет решение?

Предприниматели заявляют, что в таких условиях работать невозможно, они утонут в долгах, будут потеряны рабочие места. Они предлагают приостановить рейды с применением передвижных весов до 1 января 2028 года, чтобы успеть выплатить кредиты, а также разрешить перевозить на этих машинах на 50–60 тонн больше собственного веса.

Эти вопросы уже поднимались в ходе диалога с перевозчиками. Найдут ли Минтранс и Комитет автомобильных дорог «золотую середину» и пойдут ли навстречу предпринимателям — покажет время.

Руслан Сабуров, Kun.uz

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме