Узбекистан | 13:45 / 05.03.2020
4386
4 минут чтения

Какова была основная тема, которую джадиды* поднимали в прессе?

 4 марта в Агентстве информации и массовых коммуникаций совместно с Национальной библиотекой Узбекистана была проведена пресс–конференция на тему «Периодические издания конца XIX - начала XX века – важный исторический источник». Об этом сообщает корреспондент Kun.uz.

Фото: KUN.UZ

На мероприятии говорилось об уникальных источниках, хранящихся в фонде Национальной библиотеки Узбекистана, периодические издания, изданные в конце XIX – начале XX веков, их использовании, исследовании, а также проблемах, связанные с публикацией этих изданий, поднятых в них вопросах.

«К сожалению, в то время были газеты, которые закрывались не только через месяц, но и после пары выпусков, то есть издание газеты было большой проблемой.

Главной причиной прекращения их деятельности была политическая цензура. Закрывали под предлогом пропаганды против правительства. К числу таких газет можно отнести такие, как «Тараккий (прогресс)», «Хуршид», «Шухрат». До 1917 года только 2 газеты полностью выходили за год», - рассказывает доктор исторических наук Санобар Шодмонова.

Доктор философии в области исторических наук Бахром Ирзаев отметил, что нет особых трудностей в чтении источников, написанных в нашей новейшей истории с точки зрения языка.

«Я часто замечаю, что нет большого энтузиазма в чтении источников этого периода. Причина - неспособность читать старую узбекскую письменность. В какой-то степени это – наша трагедия. Но, вместе с тем, человек, который решил прочесть это, сможет это сделать. Турки и некоторые арабы не понимают того, что написано в их газетах или журналах 100 лет назад, настолько изменился с тех пор их язык.

Первоначально использовалось много арабско-персидских слов. Сторонники прогресса понимали, что для того, чтобы население приняло письменность, надо писать просто и понятно. И они добились этого в короткий срок», - говорит ученый.

Ирзаев также рассказал о темах, описываемых в прессе того времени.

«Изначальной темой, которую они подняли в прессе, было образование. В частности, этому посвящено более половины статей газеты «Садои Фаргона (Голос Ферганы)». Или из интеллигенции, например, Ибрат – если приезжает в Ташкент, то не на свадьбу, а по делам учебы.

В 1922 году, 8 апреля, Саидахмад Назиров опубликовал статьи интеллигенции того времени в журнале «Армугон». В частности, особо примечателен доклад Абдурауфа Фитрата об образовании, который он написал в качестве комиссара просвещения БНСР (Бухарская Народная Советская Республика – ред.). Он высказывает передовые предложения по организации просвещения в Бухаре. Сегодня это должны читать не только ученые, но и государственные служащие сферы образования», - подчеркнул Бахром Ирзаев.

Из статьи Фитрата «Очаг знания» ученый привел цитату: «Пока не изменится мозг, другие изменения не укоренятся».

«То есть Фитрат говорит, что только если сознание человека изменится, то реформы дадут результат», - говорит Ирзаев.

* Джадиды – представители интеллигенции в Бухаре, ратовавшие за проведение реформ в области просвещения, культуры, а позднее и политики – прим. ред.

Новости по теме