Узбекистан | 21:24 / 19.06.2021
52564
11 минут чтения

Стройки за счет природы. Неужели никого не волнует судьба реки Зарафшан?

Недавно в Тайлакском районе Самаркандской области высох родник, который до этого никогда не иссякал. На самом деле, люди беспокоятся не только из-за пересохшего родника. Это – лишь один из сигналов.

Две недели назад начали появляться сообщения о дефиците воды в ряде районов Самаркандской области. На местах возникли проблемы с обеспечением водой не только посевных площадей, но и населения. В некоторых населённых пунктах начали высыхать колодцы. В централизованном снабжении питьевой водой также возникли перебои.

Специалисты выдвигают два фактора данной ситуации: снижение уровня воды в реке Зарафшан и малое количество осадков в этом году. Как бы то ни было, ситуацию, наблюдаемую в этом году, следует воспринять как сигнал для резкого изменения отношения к водным ресурсам.

Действительно ли уровень воды в реке Зарафшан снижается из года в год? Насколько взаимосвязаны воды реки с высыханием никогда не иссякавшего родника и проблем с питьевой водой у населения южных районов Самаркандской области?

Корреспонденты Kun.uz побеседовали с гражданами, проживающими в части Тайлакского района, где протекает река Зарафшан.

Родник Назаркарда расположен в махалле «Нурли йул» кишлака Кундузак. Жители кишлака впервые видят, что воды в роднике иссякли. Сейчас вода в роднике не обновляется, образовалась глина. Говорят, что в прошлом году здесь даже плавала рыба.

Можно сказать, что жители махалли «Нурли йул» вот уже много лет пользуются самодельными кранами. Воду добывали с глубины 8-9 метров, но в последние 3-4 года приходится прокладывать трубы ещё глубже. В последние недели вода не поступает и с глубины 14-15 метров.

К примеру, один из граждан, с которыми мы побеседовали, рассказал, что весной текущего года вода в колодце ушла, и он начал копать новый. Но вода не появилась и на глубине 15 метров. Во дворе у него построен парник, и из-за дефицита возникли проблемы с поливом посевов.

Дом Кахрамона Бакоева расположен всего в 300 метрах от реки Зарафшан. По его словам, лет десять назад вода поднималась на уровне пяти-шести метров, и не пересыхала круглый год. Жители кишлака даже занимались рисоводством.

Район очень живописный, и люди приезжали сюда отдыхать. А теперь вдоль реки начали работать несколько субъектов предпринимательства, специализирующиеся на измельчении камня и гравия. Их деятельность и шум не только не дают житья людям, но и причиняют ущерб зелёным насаждениям.

Прямо напротив входа во двор Мартабы Бакоевой навалена целая куча гравия. Она рассказала, что здесь измельчают гравий из реки.

«Раньше эти места были очень живописными, а сейчас превратились в пустыню. Днём и ночью работает завод, постоянно ездят тяжёлые грузовики и техника. Поднимается пыль столбом, и это вредит здоровью наших детей. Сообщали об этом в районный хокимият, а они отправили нас восвояси, пообещав, что приедут и изучат ситуацию, но на этом всё и закончилось» - рассказала Мартаба-опа.

В целом, с кем из местных жителей ни поговоришь, никто не скрывает, что начал ощущаться дефицит воды, а вода в колодцах ушла.

Мы прогулялись вдоль берега реки Зарафшан, прошли несколько километров. Реку преграждают в произвольных местах, и добывают камни с гравием. Кое-где река слишком разлились, а где-то русло сузилось. Вода отступила от берега метров на 200. Река изменила своё русло, деревья и кустарники на берегу начинают сохнуть и погибать.

На наш взгляд, не нужны никакие специалисты или учёные, чтобы доказать, что подобная варварская добыча камня и гравия в реке Зарафшан не соответствует никаким нормам, и тем самым причиняется огромный ущерб экологии и окружающей среде. Сотни машин, одна за другой увозящие камни из русла реки, не знают покоя ни днём ни ночью. И у всех на глазах мелеет река, которая является источником жизни целой области.

Конечно, неуместно было бы заявлять, что обмеление реки Зарафшан напрямую связано с увеличением субъектов предпринимательства на берегах реки. Существуют и другие факторы уменьшения объёма воды в реке на протяжении многих лет. Мы поинтересовались мнением начальника отдела управления экологии и окружающей среды Самаркандской области Толиба Хайдарова.

Толиб Хайдаров, начальник отдела управления экологии и окружающей среды Самаркандской области

«Мы каждый месяц берём образцы воды реки Зарафшан и анализируем их. В свою очередь, предоставляем своё заключение в наш комитет и соответствующие организации.

Следует признать, что в последнее время увеличилась потребность населения в воде и её дефицит. В частности, потепление климата, малое количество осадков, сокращение количества воды, поступающей из Таджикистана, повлекли обмеление реки Зарафшан. Чем больше в реке воды, тем больше она несёт с собой песка и гравия.

Объём воды в Зарафшане сократился, и, соответственно, сократилось количество песка и гравия. В такое время следует соблюдать нормы добычи песка и гравия из реки. То есть, предпринимателям разъясняется, в каком количестве можно добывать гравий в определённых частях реки. Когда предприниматели добывают гравий в одной точке в большом количестве, это негативно воздействует на реку. По данному виду деятельности имеются ответственные организации, и они должны осуществлять контроль» - сказал Толиб Хайдаров.

Специалист добавил, что за прошедшие пять месяцев текущего года управление провело мероприятия-рейды, и выявило факты нарушения законодательства, связанные с деятельностью карьеров. В отношении 278 должностных лиц и граждан были применены административные меры, и нарушители были привлечены к штрафам на общую сумму около 330 млн сумов.

Представитель управления экологии и окружающей среды сообщил, что выявлено целых 278 фактов нарушения законодательства при добыче песка и гравия из рек. Только эти цифры призывают к бдительности все организации сферы – в реке добывается слишком много гравия.

Добыча гравия не напрасно контролируется. Слишком большая добыча гравия может привести к невозместимому ущербу для природы. Видно, что русло реки Зарафшан значительно обмелело, так как тысячи машин в день вереницами вывозят камни и гравий.

Несколько лет назад самаркандские учёные били тревогу, так как в результате слишком масштабной добычи гравия, обмеление русла реки причиняет ущерб растительности в национальном природном парке «Зарафшан», расположенном на берегу.

На Telegram-канале центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан в виде таблицы было опубликовано среднее течение реки Зарафшан за прошедший период 2020-2021 года.

В этих данных указывается, что течение реки снижается из года в год. В апреле-мае 2020 года течение реки было ниже нормы, а в 2021 году оно снизилось ещё больше. В результате, снижается и уровень подземных вод.

Представитель предприятия «Сувокова» Насриддин Бахриддинов также коротко рассказал о проблемах, возникших в снабжении питьевой водой в городе Самарканде.

Насриддин Бахриддинов, представитель предприятия «Сувокова» города Самарканда

По его словам, в этом году действительно возникли проблемы с обеспечением населения питьевой водой, по следующим причинам:

Прежде всего, в этом году резко снизился объём воды, поступающей в реку Зарафшан. В результате, снизился и уровень подземных вод вокруг реки. Большая часть насосов «Сувокова» для поставки воды населению расположены именно возле реки Зарафшан.

Вторая причина связана с тем, что в этом году было мало осадков, а третья причина – чрезмерное расходование питьевой воды для полива посевов и в других целях.

К примеру, в городе Самарканде существует организация, ответственная за полив цветников, деревьев и других насаждений. Для этих целей имеются отдельные источники воды. Но в этом году сократились источники воды для полива приусадебных участков, поэтому увеличились случаи использования питьевой воды для полива. А воду подводят, обеззараживают и передают за дальние километры под нужным давлением. Всё это делается за счёт определённых средств.

Похоже, не видно конца и края факторам, повлёкшим проблемы, связанные с водой. Главные из них, конечно, связаны с устранением бесхозяйственности при использовании водных ресурсов, в том числе, реки.

Кстати, когда мы ездили в кишлак Кундузак в Тайлаке, местные жители, сокрушаясь, рассказали нам о том, что всего несколько лет назад, там, где кишлак подходил к реке, росли зелёные кустарники, а вокруг, в течение сотен лет, были водоёмы, образовавшиеся за счёт воды, протекающей из реки. Но сейчас там можно увидеть лишь груды камней, клубы пыли, а от водоёмов не осталось и следа. Это произошло из-за обмеления реки в результате бесконтрольной добычи гравия. Нужно срочно принимать необходимые меры.

Исомиддин Пулатов, Анвар Мустафокулов,
корреспонденты Kun.uz,
оператор – Фахриддин Хотамов

перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Новости по теме