10:38 / 24.07.2016
3934

Противодействие незаконной трудовой миграции

Незаконная трудовая миграция как часть международных миграционных процессов существует давно. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, незаконная миграция приобрела ряд новых качеств, которые поставили её, в центр внимания не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Об этом свидетельствует активная деятельность большого числа государств по выработке соответствующих мер в рамках их национальной политики, а также договорная и иная правотворческая деятельность государств и международных организаций.

В последнее время важное и приоритетное значение в области государственной миграционной политики Узбекистана приобретают вопросы противодействия незаконной трудовой миграции. В стране ведется административно-правовое противодействие незаконной миграции – это комплекс упорядоченных действий государственных органов по выявлению, пресечению, устранению нарушений миграционного законодательства совершаемых гражданами, с целью ликвидации негативных последствий, вызванных незаконной трудовой миграцией в зарубежные страны.
Для регулирования вопросов в данной сфере в стране создано Агентство по вопросам внешней трудовой миграции. Одним из направлений агентства является содействие выезду желающих граждан за рубеж для ведения трудовой деятельности. Начиная с 1996 года по системе разрешения занятости в Республику Корея отправлено около 50 тысяч граждан которые успешно осуществляли, а некоторые из них до сих пор осуществляют трудовую деятельность в данной стране. В последние годы налаживаются тесные связи с Японией с целью ежегодного направления граждан Узбекистана для осуществления трудовой стажировки в стране восходящего солнца. Ведутся активные переговоры с РФ по заключению межправительственного соглашения об организованном привлечении и найме граждан Узбекистана для осуществления трудовой деятельности на территории этой страны. Все это дает возможность лицам, желающим работать за рубежом решать эти вопросы на законном основании. 

Еще одним важным элементом миграционной политики Узбекистана является активная информационная кампания, осуществляемая ведомствами и органами власти, задействованными в данных процессах. Помимо того, что гражданам посредством СМИ, агитационных плакатов, интернет изданий объясняются их трудовые права, систематически публикуются материалы и интервью в которых освещаются вопросы осуществления легальной трудовой деятельности за рубежом. Работают телефоны доверия как правоохранительных органов, так и органов системы Министерства труда и других заинтересованных ведомств. 
Причем данные горячие линии способствуют не только повышению грамотности населения в вопросах трудовой миграции, но и решению реальных проблем. 
К примеру 4 мая 2016 года на телефон доверия Агентства по вопросам внешней трудовой миграции поступает звонок от гражданина Узбекистана. В своем сообщении житель Самаркандской области Абдувахидов Зафар (имена изменены) рассказал оператору что 14 апреля текущего года выехал в Республику Казахстан на заработки. Он приехал по приглашению гражданина РК, некоего Адыла в Джамбульскую область, для работы в качестве подмастерья при постройке дома. После прибытия на место на улицу Смайлова Кировского района, Адыл первым делом отобрал у него паспорт и заставлял работать, не оплачивая оговоренную сумму. Помимо этого, он еще требовал выкуп за возврат паспорта и разрешение уехать домой. Как сообщил З.Абдувахидов помимо него были еще пять граждан Узбекистана, которых так же заманили и эксплуатировали. 
После звонка, директор Агентства по вопросам внешней трудовой миграции У.Назаров обратился с письмом в Министерство иностранных дел и правоохранительные органы Республики Узбекистан, с просьбой о содействии в восстановлении гражданских и трудовых прав наших соотечественников. Общими усилиями ответственных ведомств Узбекистана и Казахстана, 7 мая 2016 года Абдувахидов Зафар и остальные граждане Республики Узбекистан благополучно пересекли границу с сопредельным государством и были возвращены домой. При этом компетентные органы содействовали в возмещении оплаты за трудовую деятельность со стороны работодателя и принятии мер наказания в соответствии с законодательством соседней страны.
Учитывая национальный менталитет стоит отдельно отметить совместную работу госорганов и института махалли на местах. Когда выявляются случаи незаконного выезда кого-либо из граждан страны для осуществления трудовой деятельности за рубеж, инспектор по профилактике правонарушений совместно со специалистами агентства проводят разъяснительную беседу с родными выехавшего, объясняют, что это за правонарушение и какие могут быть неблагополучные последствия. При этом при добровольном возврате домой и желании гражданина работать за рубежом, махалля и органы трудоустройства оказывают содействие в решении этих вопросов законным путем. 
В Узбекистане не только ведется активная борьба с уже совершенными в данном направлении преступлениями, но и налажена системная работа по профилактике правонарушений в сфере трудовой миграции. 

Top