Вопросы назначения временно исполняющего обязанностей Президента страны: зарубежный законодательный опыт
Вопросы законодательного регламентирования временного замещения должности президента страны, в случае невозможности исполнения действующим президентом своих обязанностей, является весьма дискуссионным среди теоретиков и практиков.
При этом, если одни придерживаются мнения, что должность президента, в случае невозможности им исполнять возложенные на него конституцией обязанностей должно быть временно замещено одним из руководителей законодательной либо исполнительной власти, то другие – сторонники замещения данной должности руководителем Парламента или Правительства, с учетом возможности их взаимозамещения.
Но вместе с тем, данный вопрос на законодательном уровне, в каждом государстве закреплен по-разному, в зависимости от накопленного законодательного опыта. В статье 96 Конституции Республики Узбекистан установлено, что при невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны.
Как показал анализ законодательства отдельных зарубежных стран, единственная кандидатура Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в качестве потенциального исполнителя президентских полномочий представляется недостаточной с точки зрения интересов преемственности президентской власти. Более того, не в полной мере обеспечивает преемственность продолжения внутренней и внешней государственной политики. В зарубежных странах этот список включает, как правило, нескольких должностных лиц.
В частности, согласно части 4 статьи 7 Конституции Франции, если пост Президента Республики, по какой бы то ни было причине, окажется вакантным или Конституционный Совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они временно возлагаются на Председателя Сената, а если у него, в свою очередь, возникнут препятствия к их исполнению – на Председателя Правительства.
Интересен в данном вопросе опыт Молдовы, согласно статье 91 Конституции которой, если должность Президента Республики Молдова становится вакантной (истечения срока полномочий, отставки, отстранения от должности, окончательной невозможности исполнять свои обязанности или смерти ст.90) либо если Президент отстранен от должности или временно не может исполнять свои обязанности, временное исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Парламента или Премьер-министра в указанной последовательности.
Из этой нормы можно сделать вывод, что наличие данной последовательности продиктовано необходимостью обеспечения альтернативы замещения столь высокой должности, в случае если Председатель Парламента не будет иметь возможности по какой-либо причине её заместить.
В Конституцию США в разные периоды времени были внесены ряд поправок. При этом, 2 марта 1932 года в Конституцию США была внесена 20 поправка, регламентирующая установление истечение сроков полномочий Конгресса и Президента США.
Согласно разделу 3 данной поправки, если к моменту, установленному как начало срока полномочий Президента, избранный Президент умрет, избранный Вице-президент становится Президентом.
При этом, если Президент не был избран до момента, установленного как начало срока его полномочий, или если избранный Президент не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на эту должность, тогда избранный Вице-президент действует в качестве Президента до тех пор, пока Президент не будет отвечать таким требованиям; в случае, когда ни избранный Президент, ни избранный Вице-президент не отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатам на их должности, Конгресс может принять закон, указывающий, кто будет действовать в качестве Президента, или устанавливающий порядок избрания того, кому надлежит действовать в качестве Президента.
Как видно, Конституция одной из самых развитых демократических стран также установила, одного должностного лица в качестве альтернативы на временное замещение должности Президента США.
При этом, Конституция наделила Конгресс США – одного из высших государственных органов, полномочием по принятию закона направленного на определение лица, правомочного временно действовать от имени Президента США. Исходя из вышеизложенного можно прийти к выводу, что законодательство рассмотренных зарубежных стран регламентирует возможность временного замещения должности президента страны, в случае невозможности исполнения действующим президентом своих обязанностей, несколькими высшими должностными лицами государства.
При этом, с учетом возможной вероятности наличия определенных препятствий (состояние здоровья, опыт и т.д.), должное внимание уделяется взаимозамещению, а также наделению Парламента полномочиями по определению лица, правомочного временно заместить должность главы государства.
Дилшод Рахимов,
кандидат юридических наук
Источник: uzdaily.uz
Новости по теме
14:11 / 21.12.2024
Процесс вступления Узбекистана в ВТО перешел на финальную стадию
12:28 / 18.12.2024
В Узбекистане могут внедрить новую систему при покупке жилья
18:15 / 16.12.2024
В Академии наук Узбекистана назначили нового президента
13:46 / 14.12.2024