Узбекистан | 16:34 / 12.10.2016
3005
14 минут чтения

На основе межпартийной конкуренции и плюрализма мнений

Фото: УзА

В нашей стране в годы независимости последовательно формируется правовое демократическое государство и гражданское общество. И огромную роль в этом играет создание необходимых условий для организации и регулярного проведения открытых и свободных выборов, являющихся основой современной демократии.

Выборы представляют собой одну из главных форм выражения воли народа и его участия в политических процессах. Всеобщая декларация прав человека гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических выборах».

Выборы в современных демократических государствах являются основным механизмом народовластия, формой реального участия большинства граждан в политике и позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть, обеспечивать ее ответственность перед народом.

Участие в выборах политических сил на основе своих предвыборных платформ – это естественный процесс развития и прогресса. Соблюдение принципов демократии при выборах невозможно без политического плюрализма как признака правового государства.

Именно через участие партий в выборах в современном обществе происходит реализация прав граждан на участие в политической жизни страны. Политические партии являются субъектами гражданского общества, помогают избирателям ориентироваться в выборе, предлагая широкий спектр политических позиций и программ.

Самое главное, политические партии по своей миссии должны обеспечить преемственность власти в рамках закона. В нашем государстве именно верховенство закона ставится во главу угла при реализации задач построения гражданского демократического общества.

Разумеется, что создание эффективно действующих партий и партийной системы, без которых вообще немыслимо демократическое общество, невозможно без наличия законодательных основ их функционирования. Эволюционное развитие многопартийной системы в Узбекистане показывает, что на каждом этапе реформ этот процесс опирался на создание и совершенствование правовых основ, способствующих повышению политической активности партий.

Конституция Узбекистана, принятые на ее основе законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О финансировании политических партий», ряд других актов законодательства заложили прочную правовую базу создания и свободного развития в стране партий и общественных объединений, выражающих интересы разных слоев населения.

Последовательно и поэтапно развивались организационно-правовые механизмы, обеспечивающие активное участие партий в политических, избирательных процессах. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в 2003 и 2008 годах в Конституцию, законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», выборы главы государства, депутатов парламента, представительных органов власти на местах осуществляются исключительно на многопартийной основе.

Для подтверждения эволюционного характера развития национального избирательного законодательства можно привести следующий пример. Если в соответствии с законодательством на парламентских выборах 1999 года право выдвижения кандидатов в депутаты имели политические партии, представительные органы власти и органы самоуправления граждан, на выборах 2004 года – политические партии и инициативные группы, то в 2009 и 2014 годах данное право было предоставлено только политическим партиям. Эти изменения в законодательстве показывают, что от выборов к выборам политическая борьба идет уже на качественно новой основе, партии расширяют поле своей деятельности, растет их авторитет в обществе, а следовательно, и их ответственность перед народом и страной.

Предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты только политическим партиям стало очередным шагом в демократизации государства и общества, процесса формирования органов представительной и исполнительной власти, фактором развития многопартийной системы, усиления межпартийной конкуренции.

Принципиальное значение имело принятие Конституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны». В нем четко определен статус и гарантии деятельности парламентской оппозиции, закон стал правовой основой для того, что уже в 2015 году политические партии УзЛиДеП и «Миллий тикланиш» в целях эффективного продвижения законопроектов, связанных с реализацией своих программных целей, сформировали Демократический блок, который составил парламентское большинство. В свою очередь фракции НДПУ и «Адолат» объявили себя партиями оппозиционного меньшинства в парламенте.

Новым мощным импульсом в развитии многопартийной системы стало принятие парламентом Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, разработанной Первым Президентом Узбекистана Исламом Каримовым в 2010 году. На основании инициатив, изложенных в этом документе, в Конституцию были внесены поправки, в соответствии с которыми кандидатуру для назначения Премьер-министром страны предлагает политическая партия, получившая по результатам выборов наибольшее количество депутатских мест в Законодательной палате, или несколько политических партий, получивших равное наибольшее количество депутатских мест. В Основной закон введен новый институт – выражение вотума недоверия Премьер-министру. В соответствии с изменениями, внесенными в декабре 2013 года в Закон «О политических партиях», значительно расширились и полномочия партийных групп местных Кенгашей народных депутатов.

Все это значительно усилило возможности политических партий осуществлять через своих представителей в парламенте, Кенгашах народных депутатов контроль за деятельностью органов власти, принимать активное участие в решении важнейших задач социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Особое значение для развития многопартийной системы имеет Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», который стал логическим продолжением демократических конституционных преобразований в стране последнего десятилетия.

Так, в конституционное законодательство введен институт общественного контроля над деятельностью государственных органов, который призван быть одним из важнейших механизмов участия граждан, а значит и политических партий, в управлении делами общества и государства. Кроме того, в результате внесенных в Основной закон изменений значительно усилилась роль политических партий в определении конкретных приоритетов общественно-политического и экономического развития, активизировалось их участие в решении стратегических задач реформирования и модернизации страны.

Принципиально важное значение имеет то, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе Республики Узбекистан обязан представлять программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Это позволяет политическим партиям, представленным в Законодательной палате, четко определять свои позиции относительно курса правительства в реализации важнейших задач развития страны, определять программу действий по активному участию в этих процессах.

Эти и другие поправки, внесенные в Конституцию, создали реальные условия для межпартийной борьбы, конкуренции идей и программ, развития многопартийной системы в целом. Сегодня каждая партия должна представить избирателям свою четкую, понятную программу действий по решению стоящих перед обществом проблем, через своих представителей в депутатском корпусе активно участвовать в формировании властных структур. Только та политическая партия, позиция, программа которой получит поддержку избирателей, может рассчитывать на достойное место в политической системе страны.

Таким образом, можно сказать, что благодаря законам формируется такая партийная система, которая способствует созданию механизма перевода интересов граждан на уровень государственной политики.

Как известно, в соответствии со статьями 96, 117 Конституции страны 4 декабря 2016 года состоятся выборы Президента Республики Узбекистан. Организация и проведение выборов осуществляются Центральной избирательной комиссией, окружными и участковыми избирательными комиссиями.

Избирательная кампания по выборам Президента страны проходит в условиях все возрастающей роли политических партий в обновлении и демократизации системы государственного управления, модернизации. В соответствии со статьей 24 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» правом выдвижения кандидата в Президенты обладают только политические партии. Причем политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании. Согласно статье

241 закона политическая партия должна не менее чем за семьдесят дней до выборов представить в ЦИК: заявление об участии в выборах, подписанное руководителем партии; справку Министерства юстиции, содержащую сведения о регистрации политической партии; сведения о будущем кандидате в Президенты Республики Узбекистан.

16–17 сентября 2016 года состоялись пленумы всех четырех действующих в стране политических партий, где были обсуждены вопросы, касающиеся участия в предстоящих выборах и выдвижения кандидатур в Президенты Республики Узбекистан, а также созыва съезда (курултая) каждой политической партии, так как в соответствии со статьей 242 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» выдвижение кандидатов в Президенты страны осуществляется высшими органами политических партий.

23 сентября 2016 года на основании представленных документов Центризбирком принял решение о допущении к участию в выборах Президента Республики Узбекистан четырех партий – Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана, Народно-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат».

Уполномоченным представителям политических партий ЦИК выдала регистрационные удостоверения и бланки подписных листов установленного образца. Каждая политическая партия собирает подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата в Президенты по месту их работы, службы, учебы, жительства и на предвыборных мероприятиях. Важно иметь в виду, что согласно изменениям, внесенным в законодательство, количество подписей, которые должны содержать подписные листы, представленные политической партией, снижено с пяти до одного процента от общего числа всех избирателей Республики Узбекистан, представляющих не менее восьми административно-территориальных образований. При этом в одном административно-территориальном образовании (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент) политическая партия может собрать не более восьми процентов подписей от их общего числа.

До 23 октября подписные листы вместе с необходимыми документами будут представлены политическими партиями в Центризбирком для регистрации кандидатов. В установленный семидневный срок Центризбирком проверяет представленные документы и дает заключение об их соответствии требованиям закона. Правильность составления подписных листов будет проверяться специально образованными Центризбиркомом рабочими группами.

После регистрации кандидатов в Президенты начнется регистрация Центризбиркомом доверенных лиц кандидатов в Президенты и выдача им соответствующих удостоверений. Доверенные лица будут помогать своему кандидату в проведении избирательной кампании, вести агитацию за его избрание и представлять его интересы в различных организациях.

После принятия постановления ЦИК о регистрации кандидатов в Президенты начнется один из самых важных этапов избирательной кампании – предвыборная агитация. Она даст возможность ознакомить избирателей со всеми предвыборными программами.

Следует отметить, что национальным законодательством предусмотрены виды, формы и методы проведения предвыборной агитации, которая не допускается в день выборов и за день до начала голосования.

Важен еще один момент. Согласно Закону «О выборах Президента Республики Узбекистан» при проведении предвыборной агитации кандидатам в Президенты обеспечиваются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления им одинакового по объему эфирного времени и печатной площади; для беспрепятственного выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных материалов, фонограмм, электронных версий печатной продукции и других агитационных материалов, для предвыборной агитации посредством встреч с избирателями.

Неукоснительное соблюдение в ходе избирательной кампании национального законодательства и проявление активной жизненной и политической позиции политическими партиями, всеми гражданами страны будет способствовать успешному проведению выборов в полном соответствии с демократическими принципами.

Самое главное сегодня – обеспечить, чтобы каждый избиратель вне зависимости от того, за кого он голосует, сделал свой выбор сознательно и ответственно, руководствуясь своей волей и совестью. При этом он должен осознавать, что выборы являются не только возможностью выразить свое мнение и выбрать достойного кандидата, но и что его решение повлияет на развитие страны. А политические партии, как исключительные участники избирательного процесса, помогут сделать правильный выбор.

Карине ДЖАВАКОВА,
доктор философских наук.
Источник: Elections.uz

Новости по теме