Свободные и открытие выборы - основа демократии
Эксперты Миссии по оценке потребностей (МОП) во главе с начальником Департамента по выборам Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Александром Шлыком посетила Узбекистан. Их визит осуществлен в соответствии с приглашением Центральной избирательной комиссии нашей страны принять участие в наблюдении за выборами Президента Республики Узбекистан.
Цель Миссии по оценке потребностей – оценить предвыборную обстановку и процесс подготовки к выборам, знакомство с организацией работы избирательных комиссий, органов государственной власти, имеющих отношение к проведению выборов, деятельностью политических партий, СМИ в предвыборном процессе, провести анализ соответствия национального избирательного законодательства общепринятым международным стандартам.
На состоявшейся встрече в Центральной избирательной комиссии Председатель Центризбиркома М. Абдусаломов подробно проинформировал экспертов о работе, проводимой Центральной и окружными избирательными комиссиями в рамках реализации Программы основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан. В частности, внесены изменения и дополнения в инструкции и положения Центризбиркома, утверждена Программа мероприятий по дальнейшему повышению правовой культуры избирателей.
В ходе встречи отмечалось, что своевременное направление Центризбиркомом приглашения БДИПЧ ОБСЕ принять участие в наблюдении за предстоящими выборами полностью соответствует требованиям международных избирательных стандартов.
В Узбекистане проводятся демократические реформы во всех сферах жизни, в том числе в избирательной системе, отвечающей приоритетам развития страны, самым высоким демократическим требованиям и международным правовым стандартам. Создана прочная законодательная база, состоящая из Конституции Республики Узбекистан, законов «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и других нормативно-правовых актов, регулирующих процесс подготовки и проведения выборов, что, несомненно, обеспечивает свободное, равное, активное участие граждан и политических партий в выборных процессах.
Важным документом в обеспечении свободы выбора и развитии избирательного законодательства в Узбекистане стала Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутая Первым Президентом Исламом Каримовым и принятая парламентом в 2010 году. Ключевое значение имели определенные в этом программном документе меры по усилению демократизации государственной власти и управления, укреплению многопартийной системы. С этой целью в Основной закон были внесены поправки, направленные на дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов между ветвями власти. Также были разработаны проекты законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о выборах, которые прошли широкое обсуждение на международных форумах с участием национальных и зарубежных экспертов в области избирательного права.
В частности, за прошедшее время только Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан совместно с Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане, германскими фондами Ф. Эберта и К. Аденауэра и другими авторитетными международными организациями в Узбекистане были организованы около 10 крупных международных конференций и «круглых столов», в которых участвовали представители Всемирной ассоциации избирательных органов, БДИПЧ ОБСЕ, Исполкома СНГ, эксперты и специалисты из стран Европы, Азии, Америки и СНГ.
В целях обмена опытом, изучения международной практики подготовки и проведения демократических выборов были организованы около 20 рабочих визитов более 50 специалистов Узбекистана в такие страны, как Франция, Испания, Польша, Дания, Великобритания, Республика Корея, Россия, Индия и другие страны. Члены Центральной избирательной комиссии, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан участвовали в качестве международных наблюдателей на более 20 президентских и парламентских выборах в других странах, в том числе в Армении, Азербайджане, России, Беларуси, Украине, Республике Корея, Таджикистане, Казахстане, Кыргызской Республике, Литве, Великобритании, Туркменистане.
В период 2010–2016 годов Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан были подписаны меморандумы о сотрудничестве с Всемирной ассоциацией избирательных органов, Латвией, Литвой, Республикой Корея, которые способствовали обмену опытом и информацией по проведению демократических выборов.
Значительный вклад в изучение практики развитых демократических государств в сфере проведения выборов внес совместный с ОБСЕ проект «Содействие в совершенствовании избирательной практики Республики Узбекистан». В рамках проекта специалисты Центризбиркома ознакомились с опытом стран-участниц ОБСЕ в сфере обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, демократизации избирательной практики, повышения уровня квалификации организаторов выборов, субъектов избирательного процесса и электоральной культуры избирателей. Все это безусловно обогатило опыт Узбекистана и легло в основу дальнейшего совершенствования избирательного законодательства.
В ходе встреч экспертов БДИПЧ ОБСЕ в Сенате и Законодательной палате Олий Мажлиса, с представителями политических партий отмечалось, что подтверждением эффективности глубоких преобразований в развитии демократичной избирательной системы стали выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, которые состоялись в 2014 году, а также выборы Президент Республики Узбекистан – 2015 года. Их итоги явились важным этапом формирования органов государственной власти, укрепления демократических основ народовластия, дальнейшего развития страны по пути построения правового государства и сильного гражданского общества.
По результатам предыдущих выборов и на основе изучения международного опыта, а также в целом в контексте проводимых в нашей стране реформ, направленных на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства в соответствии с международными стандартами в этой области, в 2015 году были внесены изменения и дополнения в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан».
В частности, определено, что наблюдателям от других государств, международных организаций мандаты выдаются Центральной избирательной комиссией. Согласно изменениям избирательные участки могут быть образованы в местах содержания под стражей, не менее чем за 60 дней до выборов. В список избирателей включаются все граждане Узбекистана, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, не только постоянно, как было предусмотрено ранее, но также и временно проживающие к моменту составления списка на территории избирательного участка. Также документом предусмотрено уменьшение количества подписей для выдвижения кандидата на пост главы государства с 5 до 1% от общего числа избирателей, определен порядок досрочного голосования: начинается за 10 дней и заканчивается за день до выборов на основании письменного заявления граждан с указанием конкретной причины. Законодательно закреплено внедрение в практику новых видов форм и методов проведения предвыборной агитации, механизмов создания равных условий и возможностей кандидатам в Президенты Республики Узбекистан в ходе избирательной кампании.
Это говорит от том, что выборы Президента Республики Узбекистан, проходят в качественно новых общественно-политических и социально-экономических условиях, значительно возросших межпартийной конкуренции, политической и гражданской активности населения.
Члены миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ побывали в Комитете женщин Узбекистана. На встрече отмечалось, что за годы независимости в стране созданы все необходимые условия для активного участия женщин в общественно-политической жизни. В частности, в составе окружных избирательных комиссий 36,8 процента — женщины, а 12 из них представлены в руководстве комиссий.
Отмечалось, что Программа мероприятий по дальнейшему повышению правовой культуры избирателей нацелена на широкие слои населения, в частности женщин, молодежь, в том числе впервые голосующих, людей преклонного возраста, лиц с ограниченными возможностями, военнослужащих, органы самоуправления граждан, трудовые коллективы, учебные заведения, а также граждан, находящихся за рубежом.
Эксперты Миссии по оценке потребностей провели встречи в Верховном суде, Министерстве иностранных дел, Министерстве юстиции, Национальной телерадиокомпании, Узбекском агентстве по печати и информации, Национальной ассоциации электронных СМИ Узбекистана и с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсманом).
В ходе встреч отмечалось, что средства массовой информации широко освещают ход подготовки и проведения выборов. Все материалы, связанные с избирательной кампанией, размещаются на веб-сайте Центризбиркома, функционирует Республиканский пресс-центр и пресс-центры окружных избирательных комиссий, все заседания Центризбиркома проходят в открытом формате с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии СМИ.
В целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности избирательного процесса с соблюдением всех демократических принципов Центральной избирательной комиссией направлены приглашения в адрес таких международных организаций, как Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Шанхайская организация сотрудничества, Исполком СНГ, Организация исламского сотрудничества, Всемирная ассоциация избирательных органов, которые уже подтвердили свою готовность принять участие в работе по наблюдению за выборами.
Международные эксперты обсудили участие Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека в предстоящих выборах. Они особо подчеркнули эффективность мер, принятых Омбудсманом по организации прямой телефонной линии по вопросам обеспечения избирательных прав граждан.
Эксперты БДИПЧ были проинформированы о ходе мониторинга избирательного процесса, проводимого специалистами Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества. Так, результаты исследований показывают высокий уровень доверия граждан к избирательной системе, уверенность в успешном проведении предстоящих выборов.
Эксперты Миссии по оценке потребностей завершили свой трехдневный визит в Узбекистан. Они подробно изучили наше национальное законодательство, предвыборную обстановку на предмет их соответствия общепризнанным международным нормам и стандартам.
Эксперты МОП подчеркнули важность развития сотрудничества Узбекистана с международными организациями, в том числе с ОБСЕ и ее институтами, которые рассматриваются в качестве важной площадки для равноправного диалога государств. При этом отмечалось, что такое взаимодействие способствует развитию демократических институтов, совершенствованию избирательного права и практики организации выборов в соответствии с общепризнанными международными стандартами.
Словом, нынешние выборы главы государства, которые состоятся 4 декабря 2016 года, пройдут в условиях обновленного законодательства о выборах Президента Республики Узбекистан, обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, свободного участия и волеизъявления граждан.
Новости по теме
11:53 / 29.10.2024
В ЕС прокомментировали итоги парламентских выборов в Узбекистане
17:30 / 25.10.2024
На выборах в Узбекистане досрочно проголосовали более миллиона человек
11:09 / 23.09.2024
Партия Шольца победила на парламентских выборах в Бранденбурге
11:44 / 09.08.2024