Узбекистан | 12:34 / 07.11.2016
7041
11 минут чтения

Международные избирательные стандарты и законодательство Узбекистана

Современное избирательное право Узбекистана сформировано в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые в совокупности составляют международные избирательные стандарты. 

Существует целый ряд наиболее важных международных актов в области выборов и политических прав человека. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), Конвенция о политических правах женщин, Декларация ООН о принципах международного наблюдения за выборами (к ней прилагается также Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами), Европейская конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, Парижская хартия для Новой Европы, документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Декларация Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах—участниках Содружества Независимых Государств» и другие.

Республика Узбекистан присоединилась ко всем вышеуказанным международным договорам. В Преамбуле и статье 17 Конституции Республики Узбекистан признается приоритет общепризнанных норм международного права. При формировании национальной ¬избирательной системы Узбекистан руководствовался основными тре¬бованиями международных избирательных стандартов.
За годы независимости в нашей стране накоплен значительный опыт в сфере обеспечения избирательных прав и свобод граждан, формирования и последовательного развития национального избирательного законодательства и избирательной системы в соответствии с общепризнанными международными стандартами.

В Конституции Узбекистана, принятой 8 декабря 1992 года, содержится отдельная, 23-я глава, посвященная избирательной системе. В ней регламентированы вопросы выборов Президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики ¬Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, представительные органы государственной власти на местах.
В статье 117 Конституции определено, что выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право голосовать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие к дню выборов восемнадцати лет. Всеобщее избирательное право реализуется вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

На основе и во исполнение конституционных норм за годы независимости принято более десяти специальных законов, непосредственно регламентирующих выборные процессы. Прежде всего это законы «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». К базовым документам, регулирующим организацию и проведение выборов, относится также ряд положений и инструкций Центральной избирательной комиссии.

В стране системно и последовательно реализуются меры, направленные на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства в соответствии с международными стандартами в этой области. В частности, посредством совершенствования избирательного законодательства в 2003 году была сформирована законодательная база проведения выборов в двухпалатный парламент. 
Важным этапом в развитии избирательной системы стали изменения, внесенные в законодательство о выборах в 2008 году. Так, количество депутатских мест в Законодательной палате парламента было увеличено со 120 до 150. При этом 135 депутатов избираются от политических партий, а 15 мест в Законодательной палате предоставлено, исходя из важности и растущей актуальности вопросов охраны окружающей среды, депутатам, избранным от Экологического движения Узбекистана. 

В законодательство введены нормы, обеспечивающие дальнейшую либерализацию избирательного процесса. Шестимесячный срок, установленный для регистрации политических партий, необходимый для их участия в парламентских выборах, был сокращен с 6 до 4 месяцев. Количество подписей избирателей для допуска политических партий к участию в выборах было сокращено с 50 до 40 тысяч. Увеличено с 5 до 10 возможное количество доверенных лиц кандидатов в депутаты. Введен новый институт — уполномоченного представителя политической партии, который наделен правом участия при проверке правильности составления подписных листов и подсчете голосов на избирательных участках. Следует отметить, что создание максимально благоприятных условий для укрепления многопартийной системы, повышения активности политических партий является одним из важнейших условий формирования эффективного гражданского общества, в котором в результате свободных и равноправных выборов будут представлены основные политические силы.

Следующим этапом стало развитие избирательного законодательства в рамках реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. В 2012 году были внесены изменения и дополнения в статью 27 Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», направленные на повышение эффективности механизмов обеспечения равных условий кандидатам в депутаты, политическим партиям в ходе проведения предвыборной агитации. В частности, установлены формы и методы предвыборной агитации, сроки ее проведения, дано четкое определение данному понятию. На законодательном уровне определено, что предвыборная агитация в день выборов и за день до начала ¬голосования не допускается. В законы о выборах включена норма, предусматривающая, что в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая интернет). Также четко определены сроки, порядок и процедуры проведения досрочного голосования. В статью 8 Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» введена норма о том, что избирательные участки могут быть образованы, в том числе в местах содержания под стражей.

В 2013 году в Закон «О политических партиях» внесены изменения и дополнения, направленные на усиление полномочий партийных групп в местных Кенгашах народных депутатов. Согласно новым нормам партийные группы наделены правом внесения предложений по кандидатурам председателей и членов комитетов или комиссий соответствующего представительного органа. Также партийные группы наде¬лены правом внесения предложений о заслушивании на сессиях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгаша народных депутатов отчета руководителя государственного органа, расположенного на соответствующей территории. Данные меры также способствовали усилению межпартийной конкуренции, что ярко проявляется в происходящих в стране избирательных процессах. Дальнейшее совершенствование избирательного законодательства непосредственно связано с нововведениями в Конституцию в 2014 году.

В рамках осуществляемых комплексных мер по созданию эффективных законодательных механизмов реализации норм, предусмотренных Законом 
«О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», в 2014 году внесены дополнения в ряд нормативно-правовых актов.
В частности, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополнен главой V1 «Административная ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума». Отдельной статьей данной главы предусмотрена административная ответственность за вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а также за неисполнение их решений.
Внесены дополнения в Бюджетный кодекс Республики ¬Узбекистан, согласно которым расходы Центризбиркома по подготовке и проведению выборов и референдумов, в том числе окружных и участковых избирательных комиссий, политических партий, финансируются из Государственного бюджета, в котором они предусматриваются отдельной строкой. 
В связи с нововведениями в статью 117 Конституции внесены дополнения в Закон «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». В частности, разъяснены принципы деятельности, а также определены требования к членам Центризбиркома.

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 29 декабря 2015 года внесены изменения в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан». В частности, определено, что наблюдателям от других государств, международных организаций и движений мандаты выдаются Центральной избирательной комиссией, избирательные участки могут быть образованы в местах содержания под стражей.

В список избирателей включаются все граждане Узбеки¬стана, достигшие к дню или в день выборов 18 лет, не только постоянно, как было предусмотрено ранее, но также и временно проживающие к моменту составления списка на территории избирательного участка. Уменьшено количество подписей для выдвижения кандидата на пост главы государства с 5 до 1 процента от общего числа избирателей. Определен порядок досрочного голосования. Также определено, что предвыборная агитация теперь запрещается не только в день выборов, но и за день до начала голосования («день тишины»). Разъяснен порядок проведения предвыборной агитации.

В целом поэтапное совершенствование национального избирательного законодательства, все более полная его гармонизация с международными стандартами и дальнейшее укрепление национальной избирательной системы осуществлялись в непосредственной связи с углублением проводимых в Узбекистане системных реформ, направленных на построение демократического правового государства и сильного гражданского общества. 

Дилафруз СУФИЕВА,
главный специалист НИМФОГО.
 

Новости по теме