Узбекистан | 11:50 / 26.11.2016
1664
16 минут чтения

К развитию — через интеграцию

Одна из важнейших долгосрочных целей нашей страны — войти в число самых развитых демократических стран мира. За прошедшие годы, преодолевая трудности, невзирая на пессимистиче-ские прогнозы скептиков, Узбекистан последовательно продвигался вперед.

И сегодня, когда наша страна является полноправным членом международного сообщества, когда ее достижения в развитии образования, здравоохранения, предпринимательства, гражданского общества, обеспечении безопасности и других сферах получают высокую оценку ведущих мировых рейтинговых агентств, внимание мировой общественности приковано к ходу избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан. 

Наша беседа с членом Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, доктором исторических наук, профессором Темиром ШИРИНОВЫМ. 

— Темир Ширинович, с чем, по-вашему, связано такое пристальное внимание к избирательной кампании в нашей стране?

— Действительно, внимание особое. На нынешние выборы мы аккредитовали журналистов информационных агентств 30 стран мира, за выборами изъявили желание наблюдать более 500 международных и иностранных наблюдателей — ученых-правоведов, политологов, общественных деятелей, представителей национальных парламентов и избирательных органов 

40 стран Азии, Африки, Европы, Америки. Свои миссии наблюдателей направили такие международные организации, как Шанхайская организация сотрудничества, Всемирная ассоциация избирательных органов, Организация исламского сотрудничества, Исполком Содружества Независимых Государств. Впервые с 1999 года наблюдать за выборами Президента Республики Узбекистан будет полномасштабная миссия БДИПЧ ОБСЕ в составе долгосрочных и краткосрочных наблюдателей. С начала объявления избирательной кампании в зарубежных СМИ опубликовано и запущено в эфир свыше тысячи материалов о выборах в Узбекистане. И такое впервые в нашей практике. 

Столь высокий интерес международного сообщества к выборам Президента Республики Узбекистан вызван прежде всего тем, что они станут индикатором устойчивости и прочности демократических институтов, сформированных за годы независимости, качества реализованных общественно-политических и социально-экономических реформ, развитости гражданского общества. Более того, исход выборов предопределит не только дальнейший курс развития Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии, в котором Узбекистан является ключевым игроком, оплотом стабильности и гарантом безопасности. 

— Демократичность, подлинность, справедливость выборов в первую очередь означают их соответствие общепризнанным международным стандартам. Какую роль они сыграли в формировании избирательной системы Узбекистана?

— В Конституции Республики Узбекистан 24 года назад был провозглашен принцип приоритета норм международного права, что стало одним из важнейших условий интеграции молодого суверенного государства в международное сообщество. С обретением независимости Узбекистан стал полноправным членом таких авторитетных международных и межгосударственных организаций, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОИС, и многих других, в целом свыше ста организаций, в рамках которых активно развивает взаимодействие с различными структурами многостороннего сотрудничества. 

Интеграция Узбекистана в международное сообщество сопровождалась широкомасштабными реформами во всех сферах жизни общества, осуществляемыми системно, последовательно, поэтапно, на фоне роста политико-правовой культуры, общественного сознания населения. В результате Узбекистан создал собственную модель государственности, основанную на принципах демократического правового государства и открытого гражданского общества. 

Доказательством приверженности Республики Узбекистан демократическому пути развития явилась Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, предложенная Первым Президентом Узбекистана в ноябре 2010 года и принятая парламентом. Она ознаменовала качественно новый этап модернизации государства и общества в соответствии с самыми высокими демократическими требованиями, явилась своего рода стратегической программой. 

— Известно, что важное место в Концепции отведено развитию избирательного законодательства в Узбекистане. Как реализации определенных в ней задач способствует международное сотрудничество?

— Действительно, отдельным направлением демократических реформ стала модернизация национальной избирательной системы как неотъемлемой составляющей углубления демократизации и формирования сильного и открытого гражданского общества. В то же время важно подчеркнуть, что в этом вопросе решающее значение мы придавали глубокому и всестороннему реформированию всех сфер жизни государства и общества, при этом изучению опыта развитых демократических стран мы уделили приоритетное внимание. Так, только за последние шесть лет в целях исполнения намеченных в Концепции задач организовано около 160 крупных международных мероприятий как за рубежом, так и в Узбекистане, а именно 

43 международные конференции, 33 семинара, 81 «круглый стол». В их работу были вовлечены более 700 международных экспертов из 130 зарубежных исследовательских центров, представляющих 47 государств, а также более 2 000 специалистов из 20 отечественных институтов.

Это позволило установить прочные взаимовыгодные и конструктивные отношения с более чем ста ведущими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями мира. Среди них общественно-политические и научные центры Германии, Франции, Италии, Бельгии, Великобритании, Испании, США, Японии, Республики Корея, Индии, КНР, Израиля, России, а также ряда стран Восточной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Плодотворное сотрудничество осуществляется также с международными организациями и фондами, такими как ООН, ОБСЕ, СНГ, Национальный демократический институт, германские фонды имени Ф. Эберта, К. Аденауэра, Всемирная ассоциация избирательных органов, Международный институт демократии и организации выборов, и другими.

Результаты этих международных форумов и многосторонних контактов легли в основу разработки и принятия таких важнейших законов, как «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об экологическом контроле», 

«О социальном партнерстве», «Об электронном правительстве», «О парламентском контроле» и более 30 других актов законодательства, которые расширили правовое поле демократизации и модернизации политической системы страны.

Непосредственно по тематике выборов проведено около десяти крупных международных конференций, «круглых столов» и семинаров с участием экспертов из США, Франции, Японии, Израиля, Германии, Республики Корея, Италии, Испании, Латвии, Греции, Турции, Норвегии, Китая, а также стран СНГ.

В целях изучения практики подготовки и проведения выборов в зарубежных странах только за последние пять лет организовано около двадцати рабочих визитов специалистов Узбекистана в такие страны, как Франция, Испания, Польша, Дания, Великобритания, Республика Корея, Россия, Индия и другие.

Значительный вклад в развитие избирательного законодательства и практики внесли более двадцати визитов парламентских делегаций Узбекистана в такие ведущие страны, как Великобритания, Германия, Швейцария, США, Бельгия, Нидерланды и другие, в ходе которых были организованы брифинги, «круглые столы», конференции и экспертные встречи по вопросам совершенствования выборов. 

Отдельно хочу обратить внимание на работу Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, которым в целях изучения передового опыта развитых демократических государств была налажена практика дистанционного мониторинга выборов в зарубежных странах путем обобщения и анализа материалов, размещенных в интернете. Его результаты позволили использовать в процессе совершенствования законодательства и практики наилучший опыт организации и проведения выборов в США, Великобритании, Турции, Таджикистане, России, Кыргызстане, Беларуси, Азербайджане, Казахстане, Австрии, Испании, Республике Корея и других странах. 

— Каким образом осуществляется сотрудничество с Бюро по демократическим институтам и правам человека в совершенствовании избирательной системы нашей страны как члена ОБСЕ? 

— Обмен опытом и информацией с одной из наиболее авторитетных структур, специализирующихся на международном наблюдении за выборами, — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ — стал важным направлением совершенствования избирательного законодательства и практики. Так, только в 2012—2016 годах пятнадцать сотрудников Центральной избирательной комиссии, Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества, Министерства иностранных дел участвовали в восьми тренингах БДИПЧ ОБСЕ по подготовке краткосрочных и долгосрочных наблюдателей.

Представители Центральной избирательной комиссии, палат парламента, Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества в составе миссий БДИПЧ ОБСЕ наблюдали за выборами в Армении, Молдове, Великобритании и других странах. В процессе наблюдения наши представители изучали законодательство, особенности организации и проведения выборов в зарубежных странах. 

В рамках совместного проекта Центральной избирательной комиссии и ОБСЕ «Содействие в совершенствовании избирательной практики Республики Узбекистан» специалисты ЦИК ознакомились с опытом стран-участниц ОБСЕ в сфере обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, демократизации избирательной практики, в частности, внедрения Единого электронного списка избирателей. 

Миссии БДИПЧ ОБСЕ наблюдали за парламентскими выборами в Узбекистане в 1999, 2004, 2009, 2014 годах и за президентскими выборами — в 2007 и 2015 годах. Результатом такого сотрудничества явилось последовательное совершенствование правовой основы выборов, полная имплементация в выборное законодательство республики общепризнанных международных стандартов. 

— Как развивается сотрудничество в сфере избирательного права в рамках других международных организаций, членом которых является наша страна?

— Члены Центральной избирательной комиссии, парламентарии и специалисты исследовательских центров постоянно участвуют в наблюдении за выборами в составе миссий Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной ассоциации избирательных органов. Так, они работали в Армении, Азербайджане, России, Беларуси, Украине, Республике Корея, Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане, Литве, Молдове, Великобритании и других странах. Результатом столь многогранного сотрудничества стало постоянное совершенствование избирательного законодательства и практики в Узбекистане, возрастающий интерес многих стран и структур к сотрудничеству с Узбекистаном в сфере развития избирательной системы. Так, в период с 2010 по 2016 годы Центральной избирательной комиссией подписаны меморандумы о сотрудничестве с центральными избирательными органами Латвии, Литвы, Республики Корея. 

Признанием важного вклада нашей страны в развитие международного избирательного права стало то, что в 2013 году Узбекистан в составе 94 стран мира выступил учредителем Всемирной ассоциации избирательных органов, которая образована именно для укрепления международного сотрудничества в сфере развития избирательного права. Сегодня это одна из авторитетных организаций, которая, объединив усилия 106 стран-участниц, способствует взаимодействию с целью обеспечения демократичности, подлинности, открытости и свободы выборов в государствах. 

Сотрудничество предусматривает обмен информацией и нормативно-правовыми актами, реализацию совместных мероприятий и проектов, обучение и повышение квалификации членов избирательных комиссий, работников избирательных органов, обмен делегациями с целью изучения опыта по вопросам организационно-технического обеспечения выборов, проведение совместных консультаций, направление наблюдателей для участия в выборах и референдумах. 

В настоящее время ЦИК при поддержке ВАИО и ОБСЕ активно ведет работу по созданию в Узбекистане Единого электронного списка избирателей, что является очередным шагом на пути последовательной имплементации норм международного права в национальное избирательное законодательство, укрепления гарантий избирательного права граждан Узбекистана.

— Темир Ширинович, насколько избирательная система Узбекистана сегодня соответствует общепризнанным международным стандартам и демократическим принципам?

— В национальное избирательное законодательство имплементированы все основополагающие нормы и принципы международного избирательного права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Замечаниях общего порядка Комитета ООН по правам человека, Итоговом документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, Кодексе добросовестной практики в избирательных вопросах Венецианской комиссии Совета Европы и других международных документах. 

Сегодня избирательное законодательство страны включает в себя прежде всего Конституцию Республики Узбекистан, законы «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», «О политических партиях» и другие. Без преувеличения можно сказать, что создан полноценный свод законов, посвященных выборам, в котором правовые нормы описаны четко, последовательно и доступно. Законодательная база в этой сфере стабильна, что обеспечивает определенность для участников избирательного процесса. Необходимо подчеркнуть, что она разработана открыто, с учетом интересов всех сегментов общества. 

Так, в законах закреплено основополагающее право каждого гражданина Республики Узбекистан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, которое осуществляется в том числе путем демократического формирования государственных органов, то есть выборов. 

Четко прописано право каждого гражданина Республики Узбекистан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти на периодических и подлинных выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также равное избирательное право для всех, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. 

Установлены конституционно-правовые гарантии судебной защиты избирательных прав граждан, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, право на быстрое и эффективное рассмотрение судами и иными уполномоченными органами жалоб на нарушение избирательных прав и свобод граждан. 

В Конституции и законах надежно закреплены гарантии независимости избирательных комиссий, организующих избирательный процесс, определено, что Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим органом, основные принципы деятельности которого — независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Гарантии справедливости выборов выражаются в обеспечении равных возможностей для каждого кандидата, справедливом и гласном финансировании избирательной кампании кандидатов, честности при голосовании и подсчете голосов. 

Кроме того, прочной гарантией законности, открытости и гласности выборов, выполнения международных стандартов выступает законодательное закрепление института международного и национального наблюдения за всеми циклами избирательного процесса — от начала до подведения итогов выборов, четкое установление широких прав и полномочий наблюдателей.

Таким образом, избирательное законодательство Узбекистана полностью соответствует международным принципам и нормам проведения демократических выборов, что не раз было признано международным сообществом и засвидетельствовано иностранными наблюдателями, участвовавшими в предыдущих выборах в Узбекистане.

Источник: narodnoeslovo.uz

Новости по теме