Грамотное принятие стихийных решений
В мире ежегодно в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров и несчастных случаев погибает около двух миллионов человек, десятки миллионов получают травмы и увечья. С целью минимизации ущерба и укрепления потенциала противодействия стихийным бедствиям Узбекистан и Всемирный банк начали реализацию совместного проекта. Что конкретно будет сделано и какие ожидаются результаты, рассказал руководитель Программы по укреплению потенциала противодействия бедствиям в Узбекистане, специалист по управлению рисками стихийных бедствий по региону Европы и Центральной Азии Всемирного банка Ко Такеучи.
— Для Узбекистана наиболее характерны такие стихийные бедствия, как землетрясения, сели и оползни. Расскажите, пожалуйста, какие в мире существуют меры по их предупреждению и снижению степени воздействия?
— Узбекистан вынужден противостоять широкому спектру разрушительных явлений. Среди них землетрясения, наводнения, сели, оползни и засухи. Все они угрожают человеческим жизням, нормальной жизнедеятельности населения, экономическим объектам и могут повлечь серьезные расходы государственного бюджета.
Программа по укреплению потенциала противодействия стихийным бедствиям является одной из приоритетных для Всемирного банка. Она нацелена как раз на такие страны, как Узбекистан, в которых риск бедствий довольно велик, и призвана оказать содействие в улучшении их систем управления рисками стихийных бедствий (УРСБ), а также климатическими рисками. И мы приветствуем, что ваша страна также стала участником этой программы.
Чтобы получить желаемый эффект, информация о риске, вызванном стихийными бедствиями, должна применяться на практике. Своевременное ее получение и анализ имеют ключевое значение для принятия экономически эффективных мер по защите населения и важных объектов от природных катастроф. Здесь действует принцип «предупрежден — значит вооружен». Когда люди понимают, что они могут быть подвержены негативному воздействию стихийных бедствий, они стараются найти способ снизить существующий риск и не допустить возникновения новых факторов риска. В этом случае и лица, принимающие решение, и сами местные жители, могут выбрать меры, которые будут препятствовать воздействию опасных факторов на людей, снижая риск и защищая людей от воздействия стихийных бедствий, не допуская новых факторов риска.
Одним из действенных способов снижения существующего риска землетрясения является повышение сейсмостойкости социальных объектов: школ, детских садов, больниц и т.д.
Совершенствование строительных норм и правил и обеспечение их исполнения может считаться эффективной превентивной мерой, способствующей снижению или даже предотвращению факторов риска.
Конечно, полностью предотвратить бедствия нельзя, поэтому адекватная готовность к чрезвычайным ситуациям и разумная финансовая защита могут значительно улучшить эффективность ликвидации их последствий и ускорить восстановление после катастроф. То есть чем выше готовность, тем меньше ущерб.
— Вы говорите о возможности снижения негативных последствий. Но ведь заранее неизвестно, что и как произойдет и где нужно «подстелить соломку»…
— Люди живут в зонах, подверженных риску стихийных бедствий, на протяжении столетий, и все это время они накапливали сведения об угрозах и их последствиях. Информация же о риске — это «краеугольный камень» для снижения риска.
Понимание опасности, подверженности и уязвимости определенной территории или сообщества — это первые шаги к упреждающему управлению рисками стихийных бедствий. Это то, что может быть применено в Узбекистане.
Хорошее понимание сценариев развития стихийных бедствий поможет выявить слабые стороны в системе ликвидации их последствий и исправить ситуацию. Например, нужно обратить внимание на наличие в стране системы раннего предупреждения и насколько безотказно они действуют, определить, находятся ли особо значимые экономически объекты в безопасных зонах, как нужно изменить архитектуру и процессы строительства, чтобы они позволили обеспечить устойчивость жизненно важной инфраструктуры при стихийных бедствиях.
— Оцените, пожалуйста, ту ситуацию, которая существует в Узбекистане по готовности к чрезвычайным ситуациям. Что нужно предпринять в первую очередь для ее улучшения?
— К вопросу о готовности к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий правительство Узбекистана подходит очень серьезно, так как понимает, насколько сильно страна подвержена стихийным бедствиям.
В связи с этим прилагаются значительные усилия по подготовке и обеспечению населения на случай чрезвычайных ситуаций. На систематической основе Министерство по чрезвычайным ситуациям Узбекистана организует учения, а также проводятся соревнования среди отрядов «юных спасателей» с целью повышения осведомленности и профессионализма действий по готовности к бедствиям.
Проводится постоянная работа по укреплению потенциала Министерства по чрезвычайным ситуациям. В целях обеспечения защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций сформирована отвечающая современным вызовам и угрозам Государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС). В ней определены задачи для входящих в
ее состав министерств и ведомств, хокимиятов областей, городов и районов.
В стране создана целостная нормативно правовая база по вопросам защиты населения, включающая Законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской защите», «О спасательной службе и статусе спасателя», и другие, ряд Постановлений Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июля 2011 года «Об утверждении Комплексной программы по подготовке населения к действиям при чрезвычайных ситуациях, возникших вследствие землетрясений», а также «Комплексная программа мероприятий по дальнейшему повышению эффективности мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с землетрясениями, в том числе по совершенствованию подготовки населения к действиям при их возникновении», утвержденная Премьер-министром Республики Узбекистан 6 мая 2016 года служат основой для дальнейшего совершенствования работы по защите населения и территорий от землетрясений.
Однако еще имеются значительные дополнительные резервы в улучшении готовности к стихийным бедствиям. Среди них — усовершенствование системы сбора информации об угрозах от различных министерств и ведомств и ее анализ. Следует значительно повысить эффективность служб экстренного реагирования, укрепить координацию между ведомствами и усовершенствовать общее управление чрезвычайными ситуациями.
— Как можно оценить риск и то влияние, которое он может оказать? Расскажите, пожалуйста, о методологии в области оценки ущерба от стихийных бедствий.
— Условно этот процесс можно разделить на два этапа: до стихийного бедствия и после. Существуют методы оценки риска, которые позволяют учитывать характеристики землетрясений на определенной территории. На данном основании можно смоделировать возможный урон от землетрясений в определенной местности. Всемирный банк со своей стороны может помочь с методами оценки и моделирования риска и, имея исходные данные о территории, например, о количестве людей, зданиях и сооружениях, о том, как они могут пострадать во время землетрясения определенной силы, просчитать вероятный ущерб. Это, в свою очередь, является отправной точкой в процессе планирования бюджетных средств, которые необходимо будет направить на укрепление уязвимых зданий с целью повышения их устойчивости к землетрясениям, на восстановительные работы, а также требующееся материально-техническое обеспечение, включающее в себя аварийное оборудование, запасы еды, эвакуационные центры и прочие.
После стихийного бедствия также проводится оценка ущерба и возникших потребностей. Это комплекс мероприятий, проводимых под руководством страны с участием других заинтересованных сторон. В ходе оценки выявляется стоимость физических повреждений (физических объектов, материальных вещей) и экономического ущерба, который включает в себя прекращение потока работ, товаров и услуг, упущенную прибыль и т.д.
Чтобы оперативно ликвидировать стихийное бедствие, нужны эффективная координация, хорошо обученные представители власти и профессионалы в необходимых секторах. К примеру, Япония имеет богатый опыт в этой сфере. Она является одним из основных партнеров Всемирного банка в области управления рисками стихийных бедствий (УРСБ) и всемирно признанным лидером в продвижении УРСБ в национальную политику по планированию и инвестиционные проекты.
У Японии есть обширный опыт в сфере имитационных учений, в которые вовлекается большое количество участников — от руководителя страны до местных жителей и компаний, предоставляющих коммунальные услуги. Эти навыки позволяют обеспечить быструю ликвидацию бедствий, при которой каждый участник общества будет знать, как себя вести. В случае стихийного бедствия, центр управления в кризисных ситуациях Японии служит центром управления информацией о чрезвычайной ситуации и использования ресурсов реагирования.
— Деятельность по восстановлению и реконструкции разрушений требует значительных финансовых средств. Какие превентивные меры следует предпринять, чтобы оперативно перенаправлять финансовые потоки на указанные цели без существенного ущерба бюджету страны? Что подразумевается под термином «финансовая защита» от стихийных бедствий?
— Даже создав крепкую систему по УРСБ, стихийные бедствия все равно будут угрожать серьезными последствиями бюджету любой страны, что в свою очередь может навредить экономическому положению и развитию, а также балансу бюджета государства. Мировой опыт показывает, что без продуманных и комплексных механизмов финансирования последствий стихийных бедствий, подготовленных заранее, социально-экономическое воздействие катастроф может быть значительно усугублено.
Меры финансовой защиты призваны повысить финансовую готовность к воздействию стихийных бедствий посредством укрепления потенциала правительства по финансированию ликвидации и восстановления после стихийных бедствий (без нарушения сбалансированности бюджета), а также бизнеса и домохозяйств. Такие меры включают, к примеру, создание резервного фонда, подготовку кредитной линии на непредвиденные обстоятельства, внедрение или укрепление системы страхования против стихийных бедствий и так далее.
Всемирный банк имеет опыт работы с разными странами, где были проведены оценки возможного воздействия стихийных бедствий на государственный бюджет, в результате чего были подготовлены рекомендации, включающие различные сочетания мер финансовой защиты. Эта основа, которая может быть использована другими странами при разработке их собственных стратегий финансовой защиты.
— Для эффективной работы госорганов при возникновении чрезвычайных ситуаций большую роль играет Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). Какими аппаратными и программными средствами планируется снабдить такой центр в Узбекистане?
— Центр управления в кризисных ситуациях играет основную роль в управлении противодействия стихийным бедствиям. В целом, подобные центры создаются для мониторинга и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, разработки механизмов анализа такой информации, координации деятельности соответствующих ведомств при подготовке к стихийным бедствиями во время ликвидации их последствий. Они помогают разработать целесообразные меры реагирования и создают систему централизованного раннего оповещения для передачи предупреждающей информации руководству страны, а также силам реагирования и населению.
В рамках данного технического содействия команда Всемирного банка будет работать вместе с Министерством по чрезвычайным ситуациям и другими соответствующими ведомствами республики для того, чтобы подготовить план по модернизации ЦУКС в Узбекистане. Будет проведен анализ для выявления тех сфер, где требуется функциональное усовершенствование и список необходимых инвестиций в техническое и программное обеспечение и усиление потенциала центра.
— Каковы ожидаемые результаты от реализации совместного проекта?
— Реализация проекта — первый опыт Всемирного банка по оказанию поддержки Узбекистану в секторе УРСБ. В ходе реализации этого проекта мы планируем помочь правительству оценить риск землетрясений с научной точки зрения, создать план модернизации ЦУКС с применением новейшего оборудования и технического оснащения и укрепить потенциал по подготовке к ликвидации стихийных бедствий. Правительству республики будут представлены лучшие международные практики по минимизации воздействия последствий стихии на бюджет, оценке ущерба и потребностей по восстановлению.
Планируется провести серию тренингов и семинаров, нацеленных на укрепление потенциала правительства Республики Узбекистан в идентификации, определении приоритетов и планировании необходимых мер по снижению сейсмического риска, готовности к чрезвычайным ситуациям и инвестициям в эти сферы, а также в использовании методов, основанных на технологических новшествах и новых подходах к УРСБ.
Ольга Непомнящая