Образование — это знания, обеспечивающие эволюцию человечества
В годы независимости в нашей стране создан прочный организационно-правовой механизм коренного совершенствования системы образования и воспитания, подготовки достойной смены. На основе принятых в сфере государственных программ множество образовательных учреждений было построено заново
и оснащено современным оборудованием. Работа в данном направлении набирает обороты, ибо формирование у молодежи самостоятельного мышления и широкого мировоззрения сегодня приобретает еще большую актуальность. Время требует новых подходов к процессу обучения и воспитания, внедрения в сферу инновационных технологий.
С вопросами о надлежащем выполнении таких задач и дальнейшем укреплении достигнутых практических результатов наш корреспондент обратился к министру народного образования Республики Узбекистан Улугбеку Иноятову.
— Важное место в обеспечении качества и эффективности образования и воспитания занимает профессиональное мастерство педагогов и воспитателей. Президент страны Шавкат Мирзиёев подчеркивает, что совершенствование работы всех звеньев системы образования и воспитания на основе современных требований считается первостепенной задачей. Как она решается?
— Обучение подрастающего поколения сегодня требует от учителей высокой квалификации. Чтобы организовать урок в соответствии с требованиями времени, преподаватель должен находиться в постоянном поиске и тщательно готовиться к каждому занятию. С этой точки зрения в систему народного образования необходимо активнее внедрять новые педагогические технологии и учебные программы, а также последовательно повышать профессиональное мастерство учителей.
В настоящее время в системе народного образования действуют 4 916 дошкольных образовательных учреждений, 9 692 средние общеобразовательные школы, 301 дет¬ская школа музыки и искусства, 211 центров «Баркамол авлод», 225 детско-юношеских спортивных школ, 4 государственных педагогических института.
Налажена система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Введены современные методы дистанционного повышения квалификации. Только в 2016 году более 93 тысяч руководителей и педагогов повысили свою квалификацию по 140 категориям.
На сегодняшний день в общеобразовательных школах страны трудятся 389 тысяч 740 учителей. Среди них регулярно проводятся аттестация и тестирование. В частности, 3—12 января текущего года состоялась проверка уровня знаний и профессионального мастерства преподавателей английского языка. По результатам, 17 250 учителей, или 89,5 процента от общего их числа, успешно прошли тестирование. В отношении остальных 2 869 человек запланировано внеочередное прохождение курсов повышения квалификации.
— На расширенном заседании правительства 16 января этого года глава государства отметил, что необходимо коренным образом пересмотреть учебные планы и программы. Какие меры осуществляются по исполнению задач в этом направлении?
— Безусловно, большое значение в эффективной организации учебных занятий имеют и соответствующие нормативные документы, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из этих целей главой государства ставятся задачи по созданию современной методологии обучения и введению ее в практику, усилению у учащихся мотивации к сознательному выбору профессии, внед¬рению совершенно нового подхода к созданию учебников. Сегодня ускорение процессов глобализации требует от нас коренного пересмотра учебных программ, разработки усовершенствованных нормативных документов и учебно-методических пособий, которые способствовали бы подготовке молодежи с глубокими знаниями и логическим мышлением.
В последние годы в целях всестороннего развития личности учащегося и с учетом национального и международного опыта по 18 общеобразовательным дисциплинам были разработаны проекты государственных образовательных стандартов и учебных программ непрерывного образования, которые основывались на отраслевом подходе. Они прошли апробацию в 75 школах, 39 профессиональных колледжах и 28 академических лицеях. Таким образом, подготовлены проекты новых образовательных стандартов и учебных программ — непрерывных и взаимоувязанных, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся, позволяющих использовать теоретические знания на практике.
В настоящее время нашими важными задачами являются также создание новых форм методической службы для педагогов, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс оценки качества образования. Думаю, налаживание такой работы будет способствовать решению ряда волную¬щих проблем, в том числе уст¬ранению недостатков в учебно-воспитательном процессе.
— Нынешний год объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Как в системе народного образования будет выполняться работа по ведению постоянного диалога с родителями и учителями, выявлению имеющихся проблем и их решению?
— Министерство народного образования уделяет постоянное внимание дальнейшему укреплению связей с общественностью, вопросу обеспечения законного права каждого на получение информации. Для обеспечения открытости и гласности деятельности министерства, незамедлительного рассмотрения предложений, обращений и заявлений граждан, а также изучения общественного мнения о проводимых реформах действует «телефон доверия» по номеру 1006, с 28 ноя¬бря 2016 года запущена ¬виртуальная приемная министра народного образования http://www.uzedu.uz/Xtv/contact.
Обращения, поступающие в министерство, в том числе в виртуальную приемную, принимаются в соответствии с действующим законодательством и рассматриваются в установленном порядке и сроках. Если говорить цифрами, то в 2016 году от граждан поступило более 5,5 тысячи обращений. Анализ показал, что самое большое количество заявлений, жалоб и предложений касаются таких вопросов, как трудоустройство, зачисление на учебу, деятельность дошкольных образовательных учреждений, совершенствование содержания обучения и воспитания, распределение учебной нагрузки среди учителей школ. По всем этим во¬просам принимаются соответствующие меры. Также в тех регионах, откуда поступает больше всего обращений, проводится прием граждан ответственными работниками и дни открытых дверей.
— Принятие постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы до¬школьного образования на 2017—2021 годы» обнадежило многих родителей. Расскажите о работе по выполнению задач, обозначенных в этом документе.
— Ныне ребенок уже в до¬школьном возрасте читает, пишет и считает, даже умеет пользоваться планшетом, компьютером. Это требует совершенствования учебных программ дошкольных образовательных учреждений в соответствии с передовым зарубежным опытом. Постановлением главы государства утверж¬дена программа мер, целями которой являются коренное повышение уровня подготовки детей к школе, создание условий для их всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Согласно программе запланировано укрепление материально-технической базы 2 200 дошкольных образовательных учреждений, строительство новых в сельских населенных пунктах, их оснащение современным инвентарем,оборудованием, учебно-методическими пособиями и мультимедийными средствами. Реализация определенных в постановлении мер позволит увеличить охват детей дошкольным образованием в 1,5 раза. К 2021 году количество воспитанников превысит 1 миллион 109 тысяч детей.
Значимый вопрос — повышение квалификации, потенциала и опыта педагогов-воспитателей. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для до¬школьных образовательных учреждений будут осуществляться прежде всего через усовершенствование учебных планов и программ с учетом современных педагогических технологий и методов. На сегодняшний день в системе дошкольного образования трудятся более 55 тысяч педагогов, их квалификация будет повышена поэтапно, на основе усовершенствованных учебных планов и программ.
С учетом опыта передовых зарубежных стран мы намерены в 2017 году разработать альтернативные учебные программы для дошкольного образования и внедрить их в практику. Они будут служить более качественной подготовке детей к школе, развитию их интеллектуальных способностей и логического мышления, быстрому овладению чтением и письмом.
— Какова эффективность новых государственных образовательных стандартов и учебных программ, введенных с целью дальнейшего совершенствования системы изучения иностранных языков?
— Следует отметить, что ныне дети изучают иностранные языки с большим интересом и на основе учебников, созданных в соответствии с образовательными стандартами по иностранным языкам. Для 1—4-х классов общеобразовательных школ разработаны современные учебники-комплексы, все учащиеся и преподаватели обеспечены ими бесплатно. Для повышения эффективности обучения в школы доставлено также все необходимое оборудование и инвентарь.
Учебник «Kids’ English» для начальных классов создан на основе единой концептуальной методики и единых принципов. Учащиеся 4-х классов, которые сейчас занимаются по новым государственным образовательным стандартам, в 2017/2018 учебном году продолжат обучение в 5-м классе. В связи с этим действующие учебники английского, французского и немецкого языков также перерабатываются в соответствии с новыми требованиями, как логическое продолжение учебников 1—4-х классов. В настоящее время они проходят апробацию в нескольких школах.
В течение 2013—2016 годов с целью удовлетворения потребностей в преподавателях иностранных языков 6 133 выпускника вузов соответствующего направления были привлечены на работу в школах. В текущем учебном году также принят на работу 1 421 выпуск¬ник 18 высших образовательных учреждений, готовящих преподавателей иностранных языков. За последние три года в целях обеспечения 47 районов Каракалпакстана, Кашка¬дарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ферганской и Ташкент¬ской областей учителями иностранных языков 652 абитуриента на льготной основе были приняты в вузы по направлению иностранных языков.
Примечательно, что в сфере обучения школьников иностранным языкам применяются своеобразные подходы. Так, при их изучении дети знакомятся с культурой народа-носителя изучаемого языка в сравнении с нашими национальными традициями и ценностями. В учебники включены образцы творчества писателей и поэтов узбекской и мировой литературы, что способствует формированию культуры чтения.
— Культура чтения определяет духовный облик народа. Поэтому сегодня в нашей стране большое внимание уделяется повышению культуры чтения населения, прежде всего молодежи.
— Говоря об этом, необходимо отметить, что распоряжение Президента Республики Узбекистан «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения» стало важным шагом в формировании у молодежи любви к книге, воспитании совершенной личности. Тем самым повысилась и ответственность в данной сфере.
В настоящее время в стране действует 9 тысяч 576 школьных библиотек и информационно-ресурсных центров. Также имеются 12 областных и 199 районных (городских) информационно-ресурсных центров. Книжный фонд этих учреждений превышает 23 миллиона экземпляров, или на каждого из 4,8 миллиона учащихся приходится по 4,7 книги. Пять миллионов эк¬земпляров книг относятся к детской литературе, а значит, на каждого учащегося приходится примерно по одной книге. В школьных библиотеках имеется художественная литература от 500 до 1 500 штук 50—60 наименований.
По заключению специалистов сферы, фонд библиотек целесообразно пополнять ежегодно новой литературой как минимум 15—20 наименований. Для обогащения фондов школьных библиотек детской художественной литературой в течение 2014/2015 учебного года министерством за счет бюджетных средств доставлена художественная литература 27 наименований на сумму 5,6 миллиарда сумов. Эти книги предназначены в основном для учащихся начальных классов. В текущем же году школьные библиотеки пополнятся художественной литературой 28 наименований для 5—9-х классов на 7,6 миллиарда сумов.
Также в целях пропаганды и стимулирования чтения книг среди учащихся и их родителей в образовательных учреждениях проводятся просветительские мероприятия «Презентация книги», «Дни литературы», «Книга — мое солнце», при участии родителей акция «Одному ребенку — три книги», а также конкурсы «Самый лучший читатель — ученик» и «Читающая школа».
В школьных библиотеках и информационно-ресурсных центрах ощущается большая потребность в национальной и мировой детской литературе, новых произведениях, где ярко раскрываются образы героев нашего времени. С учетом этого разработан проект программы мероприятий по повышению культуры чтения учащихся. Безусловно, предусмотренные в ней меры послужат созданию благоприятной почвы для формирования у молодежи художественного вкуса, лучших человеческих качеств, широкого мировоззрения и высокой духовности.
В целом развитие государства и общества непосредственно связано с интеллектуальным потенциалом и стремлениями подрастающего поколения. Поэтому совершенствование образования и воспитания в соответствии с современными требованиями рассматривается как важное условие стабильного развития страны. Подготовка образованной молодежи, преданной Родине, стала нашей великой целью.
Беседовал
О. ФАЙЗИЕВ.
Новости по теме
10:16 / 25.11.2024
Негосударственные дошкольные и школьные организации освобождаются уплаты налогов и сборов
16:55 / 20.11.2024
Количество студентов в США из Узбекистана выросло почти на 12%
16:25 / 18.07.2024
За полгода почти 20 тыс. узбекистанцев отправились учиться за рубеж
09:02 / 12.07.2022