15:42 / 23.02.2017
2600

Не привилегия, а гражданский долг

Широкое участие государственных и общественных институтов в разработке Стратегии действий предопределило ее жизненность и соответствие современным реалиям. Успех ее реализации, безусловно, также будет зависеть от консолидации усилий государства и всего общественного потенциала в этой большой и важной работе.

Одним из пяти приоритетных направлений развития Узбекистана определено совершенствование государственного и общественного строительства. В данном контексте важную роль призваны сыграть конкретные шаги по дальнейшему усилению роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны. Потому что именно представительные органы власти Конституцией и законами уполномочены создавать прочную и эффективную правовую платформу успешного решения стратегических задач. Ведь наша главная цель — построение правового демократического государства, в котором человек, его права, свободы, честь и достоинство — высшая ценность. 

Коренное улучшение качества законотворческой работы, укрепление места и роли ведущих политических сил в жизни государства является важнейшим и определяющим фактором реализации Стратегии действий на предстоящие пять лет, создания благоприятных условий развития и модернизации страны и на более долгосрочную перспективу.

Только в 2017 году в соответствии с намеченными в Стратегии задачами палатам Олий Мажлиса предстоит работа над 50 проектами законов, из которых 18 новых законов, свыше 30 законов, вносящих изменения и дополнения в законодательство и направленных на совершенствование регулирования отношений во всех сферах жизни народа. Так, в государственном и общественном строительстве предусмотрена разработка 17 проектов законов, в судебно-правовой сфере — 18, в направлении либерализации экономики  — 7, в социальной сфере — 4, внешнеполитической деятельности — 3 новых проекта закона. В соответствии с поручением главы государства в Государственную программу нынешнего года включена разработка проекта Национальной программы по повышению правовой культуры в обществе. В числе нормативно-правовых актов, имеющих огромное социальное значение и включенных в Госпрограмму, — проекты законов «Об общественном контроле», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней» и многие другие.

Особое место среди них занимают правовые акты, направленные на усиление и повышение эффективности контрольно-аналитической деятельности парламента, которая является основой основ обеспечения верховенства закона, изучения проблем в правоприменительной практике, дальнейшего развития национального законодательства.

Как известно, в апреле 2016 года был принят Закон «О парламентском контроле». В нем закреплены четкие механизмы, формы и методы осуществления парламентского конт¬роля. В числе новых форм в практику вошли парламентское расследование, запросы сенаторов и депутатов, деятельность специально созданной палатами парламента Комиссии Сената по контролю за деятельностью органов прокуратуры и ряд других.

В то же время парламентский контроль, сохраняя свои задачи, цели и принципы, должен непрерывно развиваться вместе с преобразованиями в обществе и государстве. В Год диалога с народом и интересов человека на передний план выходят задачи по созданию таких механизмов парламентского контроля, как изучение положения дел непосредственно на местах, открытый и доверительный диалог с народом. Проведенная в феврале десятидневная аналитическая работа сенаторов и депутатов Законодательной палаты в регионах страны, встречи лицом к лицу с населением показали эффективность такого подхода, а именно позволили увидеть, как на практике работает тот или иной закон по отношению к каждой отдельной семье, жителю района, в чем причина возникающих в правоприменительной практике проблем. 

Поэтому парламентариям предстоит разработать изменения и дополнения в Закон «О парламентском контроле» с тем, чтобы внедрить и раскрыть новые механизмы.

Как известно, одним из важных направлений парламентского контроля является деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана). Ее четкая регламентация, усиление роли и места региональных представителей омбудсмана в защите прав и свобод граждан является важным условием повышения их ответственности и эффективности работы. Поэтому в соответствующий закон об омбудсмане будут внесены поправки, которые законодательно закрепят статус региональных представителей омбудсмана, установят их полномочия, права и обязанности.  
Парламентский контроль, равно как и законотворческая работа, должен охватывать абсолютно все сферы жизни государства, обеспечивая во взаимосвязи с правоохранительными и контролирующими службами стабильное соблюдение законов участниками правоотношений. В настоящее время, пожалуй, самой актуальной задачей в экономике страны является создание условий для активного привлечения в нее иностранных инвестиций. Их вливание не только обеспечит жизнеспособность отраслей, но и повысит их конкурентный потенциал. 

Как известно, в целях дальнейшего повышения роли парламента в вопросах осуществления внешнеполитической деятельности по защите и продвижению национальных интересов на мировой арене, расширения международного экономического сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в регионы страны, развития туризма, укрепления международного имиджа страны, усиления парламентского контроля в данной сфере в декабре 2016 года в верхней палате парламента на базе Комитета по внешнеполитическим вопросам образован Комитет по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма. Расширена его структура и сфера деятельности, введена должность первого заместителя Председателя Сената с возложением на него функции по координации деятельности, контролю за исполнением программ и планов работы в данной сфере. 

В связи с этим в план работы парламента на текущий год включено внесение изменений и дополнений в конституционные Законы Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбеки¬стан», а также в регламенты палат по имплементации в них норм международного права по осуществлению государственной внешней политики. Предусмотрены меры по совершенствованию правового механизма организации деятельности межпарламентских групп сотрудничества, будут расширены возможности парламентской дипломатии Узбекистана в реализации национальных интересов. 

Главная идея Года диалога с народом и интересов человека, предусматривающая установление эффективной обратной связи государства и общества, заключается прежде всего в обеспечении открытости деятельности органов государственной власти и управления. Каждодневная работа представительных органов власти, а именно Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, безусловно, должна быть максимально прозрачной, ибо избранные путем свободного волеизъявления представители должны быть подотчетными своему народу. В этом случае как нельзя более значим принцип, провозглашенный Президентом страны Шавкатом Мирзиёевым, — «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». В настоящее время деятельность национального парламента широко освещается в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах. Вместе с тем с развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые возможности укрепления связи с избирателями, установления активного диалога с ними, рассмотрения обращений граждан. В 2017 году запланирована разработка системы «Электронный парламент», которая даст возможность усилить обратную связь с населением, повысить эффективность и прозрачность деятельности депутатов и сенаторов, усовершенствовать уровень взаимодействия с местными органами власти. 

Как известно, в нашей стране в выборах в парламент, местные представительные органы власти участвуют кандидаты от политических партий. Они представляют интересы своего электората и в силу оказанного избирателями доверия в своей каждодневной работе должны руководствоваться ими, стремиться к достижению тех политических целей партии, которые и были оценены избирателями. 

В рамках Стратегии действий будут предприняты меры и по повышению роли политических партий в государственном и общественном строительстве. В част¬ности, намечена разработка проекта закона о внесении в Закон «О политических партиях» изменений и дополнений, которые расширят права и полномочия депутатских групп политических партий в Кенгашах народных депутатов в части усиления контроля за деятельностью исполнительной власти на местах. Партийные группы смогут вносить предложения о внесении для рассмотрения на сессиях местного Кенгаша вопросов социально-экономического развития района и заслушивания отчетов должностных лиц местных органов исполнительной власти. Кроме того, разрабатывается механизм консультаций с партийными группами по вопросу выдвижения кандидатуры хокима города, района при рассмотрении в областном Кенгаше народных депутатов. Партийные группы также будут вносить на рассмотрение вопросы о неудовлетворительной деятельности руководителей органов исполнительной власти. 

Конкретные задачи, цели, сроки, взаимоувязанность всех позиций Стратегии действий, ее жизненность и динамика не приемлют пассивности, формализма, безответственности в данном случае со стороны народных избранников. Ведь быть депутатом и сенатором — это не привилегия. Принципом нашей работы должны стать критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность.

Светлана АРТЫКОВА,
заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Top