12 апреля этого года президент Узбекистана подписал закон «Об общественном контроле». Закон будет регулировать отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.
Согласно закону, общественный контроль может осуществляться гражданами, органами самоуправления граждан, ННО и СМИ. Общественный контроль также могут осуществлять общественные советы, комиссии и иные общественные организационные структуры.
Самый интересный факт в том, что в законе нет разъяснения «общественного контроля». Редакция Kun.uz хотела разъяснить это понятие своим читателям, но понятия в законе не нашлось. Логично, что читатели будут интересоваться этим понятием. Что такое общественный контроль? Согласитесь, что не все жители Узбекистана являются юристами или депутатами Олий Мажлиса?
Например, в статье 4 федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отмечено, что под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Понятие об общественном контроле также отражается в законе Республики Казахстана «Об общественных советах». С статье 17 данного закона отмечено, что под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в формах общественного мониторинга, общественного слушания, общественной экспертизы и заслушивания отчета о результатах работы государственного органа, направленная на защиту общественных интересов.
Так, согласно новому закону, общественный контроль будет осуществляться над деятельностью государственных органов и их должностных лиц.
Формами общественного контроля являются следующие:
- обращения и запросы;
- участие на открытых коллегиальных заседаниях гос. органов;
- общественное обсуждение;
- общественное слушание;
- общественный мониторинг;
- общественная экспертиза;
- изучение общественного мнения;
- заслушивание органами самоуправления отчетов должностных лиц гос. органов.
Далее, перечисляются права и обязанности сторон.
Отмечается, что по результатам общественного контроля может быть подготовлен итоговый документ в форме протокола, заключения, справки либо иной форме, предусмотренной законодательством. Итоговый документ будет носить информационный и рекомендательный характер.