Узбекистан | 20:25 / 13.04.2018
8450
11 минут чтения

Закон о службе государственной безопасности: правовой анализ Kun.uz

Фото: СГБ

Известно, что 6 апреля текущего года закон «О службе государственной безопасности Республики Узбекистан» вступил в силу. Закон был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 15 марта 2018 года и одобрен Сенатом 29 марта 2018 года. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон 5 апреля 2018 года.

Напомним, что раньше спецслужба Узбекистана работала на основе постановления Кабинета Министров Узбекистана «О службе национальной безопасности» от 2 ноября 1991 года. Во втором пункте данного Постановления было утверждено Положение о Службе национальной безопасности.

Закон «О службе государственной безопасности Республики Узбекистан» состоит из 9 глав и 48 статей.

В первую очередь, обратим внимание на статью 5 данного закона. В статье указан правовой статус и основные направления деятельности Службы государственной безопасности (СГБ).

- противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях, представляющим угрозу государственным интересам и безопасности.

Это вырезка из статьи 5 настоящего закона. Обратите внимание на статью - противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях. В целом понятно, что СГБ противодействует коррупции в государственных органах, так как организация занимается обеспечением государственной безопасности.

Что же подразумевается под термином - «иных организациях»?

Открываем Гражданский кодекс. В статье 39 данного кодекса отмечено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 40 статья Гражданского кодекса гласит, что юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечения прибыли в качестве такой цели (некоммерческая организация).

Выходит, что СГБ будет противодействовать коррупции не только в государственных организациях, но и в коммерческих и некоммерческих организациях.

Термин «иные» однозначно относятся к коррупционному фактору, связанному с наличием правового пробела в сфере регулирования рассматриваемых общественных отношений. Данное замечание также распространяется и на случаи применения терминов «иные» к физическим и юридическим лицам, правам и свободам человека и гражданина, документам, полномочиям государственных органов и должностных лиц, а также любым другим элементам общественных отношений.

При этом хотелось бы обратить ваше внимание на понятие «коррупции». Так, согласно закону Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», коррупция – это незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды.

Маленький шаг назад. Такая же ситуация наблюдается в основных понятиях настоящего закона, то есть, в статье 4 закона отмечено, что государственная безопасность - это состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и иных государственных интересов Республики Узбекистан от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее ее устойчивое развитие и реализацию конституционных прав и свобод граждан. Логично, что обеспечением государственной безопасности занимается именно СГБ. Выходит, что недобросовестный сотрудник СГБ под предлогом защиты иных государственных интересов, сможет расширять свои полномочия на местах. Защищая иные государственные интересы, не будут ли некоторые недобросовестные сотрудники СГБ приставать к фермерам или предпринимателям?

Еще один пример. В статье 23 закона приводятся права СГБ. Отмечается, что СГБ имеет право требовать от должностных лиц и граждан покинуть место проведения оперативно-розыскных, поисковых и иных мероприятий. В данном случаи термин «иных» дает СГБ возможность организовать любое мероприятие. В целом мероприятием можно назвать что угодно. В этой же статье пишется, что Служба государственной безопасности может иметь и иные права в соответствии с законодательством.  Если перевести на простой язык, то получается, что СГБ может сделать что угодно и отметить, что это их права. Тем более в соответствии с законодательством. Каким законодательством? Опять таки отсылочная норма, не так ли?   

В целом, в законе «О службе государственной безопасности Республики Узбекистан» встречаются 18 «иные» и 20 «иных» терминов. Желания критиковать нет, но факт есть факт.

Идем дальше. Согласно статье 5 настоящего закона, контроль за обеспечением сохранности государственных секретов является работой СГБ. Закон Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» с 10 статьями был принят Верховным Советом Узбекистана в 1993 году, с тех пор никакие изменения и дополнения не вносили. Законодателям давно уже пора определиться с уровнями «секретности» и понятием «для служебного пользования». Именно тогда СГБ будет конкретно знать, что является государственным секретом согласно законодательству. В целом сложилась такая практика, что все документы являются якобы «секретными» и бывшая СНБ полностью контролировала весь оборот информации практически во всех организациях Узбекистана. В Интернете очень много различных Инструкций по делопроизводству, но думаем пришло время законодателям издать единый акт, регулирующее эти отношения.

Статья 14. В этой статье отмечается, что военнослужащие Службы государственной безопасности при выполнении возложенных на нее задач могут использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, криптографические и иные специальные средства. О каких иных средствах идет речь мы не знаем, но главный вопрос, когда, где и как сотрудники СГБ могут использовать технические средства? Решили, что он «шпион» и давай его подслушивать. Отрастил бороду, возможный «террорист», давай поставим камеру в его доме. Надеемся, что в системе существуют четкие механизмы исполнения. О термине «могут» говориться ниже.

 

В статье 21 отмечено, что государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Службе государственной безопасности при выполнении задач по обеспечению государственной безопасности. Опять таки все будет исходит от добросовестного отношения сотрудника СГБ к своей работе. Термин «обязаны» это не просто какое-то слово. За невыполнение обязательств надо отвечать. Тем более, какие компетенции имеют государственные органы и иные организации? Очень надеемся, что не будет случаев, когда кто-то откажет СГБ и его накажут за «не оказания содействия», потому что он был обязан это сделать.

 

Содействие Службе государственной безопасности. В статье 31 пишется, что Служба государственной безопасности при выполнении возложенных задач может привлекать отдельных лиц к содействию на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Само слово «может» считается термином создающие коррупциогенные условия. Коррупционность данного фактора выражается в том, что это дает возможность государственному уполномоченному лицу по своему усмотрению принимать или не принимать решения о распределении разрешений, реализации прав, что в свою очередь, способствует совершению действий коррупционного характера. Желательно также было дополнить эту статью словами «только с его/ее согласием».

В статье 33 отмечается, что военнослужащие Службы государственной безопасности для решения задач по обеспечению государственной безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам и иным организациям в установленном законодательством порядке с оставлением их на военной службе в действующем резерве. Это говорит о том, что государство все еще не отказалось от практики применения «кураторов». Законодатели подчеркивают, что кураторы могут прикомандированы к государственным органам и иным организациям в установленном законодательством порядке. Интересно, какой же это порядок? И в каком законе это установлено?

Теперь согласно закону, в ходе осуществления лицензирования и выдачи документов разрешительного характера СГБ имеет правопроводить проверки соблюдения лицензионных требований и условий, применять меры правового воздействия в порядке, установленном законодательством.

В статье 29 закона написано, что специальные группы оперативного реагирования Службы государственной безопасности образуются из числа психологически устойчивых лиц, обладающих высокими морально-волевыми качествами, имеющих специальную подготовку, годных по состоянию здоровья к службе в специальных боевых подразделениях Вооруженных Сил Республики Узбекистан. Отличные критерии, но почему законодатели не дали подобные критерии и для других сотрудников СГБ?

Желания критиковать нет. Это объективный правовой анализ. Мы стараемся сделать все, чтобы было лучше нам, жителям Узбекистана. Учтут ли эти детали или нет пока неизвестно. Жалко конечно, что закон не был предоставлен для общественного обсуждения. Возможно многие выразили бы свои мнения и предложения. Надеемся, что законодатели учтут все детали и в будущем не будет недопонимания. 

Независимый эксперт Kun.uz

Улугбек Акбаров

Новости по теме