Узбекистан | 15:57 / 28.04.2018
4347
8 минут чтения

Разбор: Как в Узбекистане считают туристов?

Госкомстат утверждает, что по методологии Всемирной туристической организации (UNWTO) за шесть месяцев 2017 года в Узбекистан приехали 1 миллион 125 тысяч туристов. Это на 18 процентов больше, чем в первом полугодии 2016 года.

Citizen разбирается, откуда такие цифры и как на самом деле считают туристов Узбекистана. 

Статистика

По статистике Госкомтуризма, количество туристов, посетивших Узбекистан в 2017 году, составило более 2 миллионов 520 тысяч человек. Это на 24,3 процента больше, чем в 2016 году. Также на 24 процента увеличился экспорт туристических услуг — до одного миллиарда 557 миллионов долларов. Плюс ко всему, в 2017 году создали 101 заведение гостиничного типа (гостиницы, хостелы) с 1 355 местами, зарегистрировали 128 туристических фирм.

Еще один факт — в 2017 году через пункты пограничного контроля прошли более 22 миллионов человек, включая около семи миллионов иностранных граждан.

Откуда два миллиона туристов?

Мы спросили у Госкомтуризма, откуда у нас такие показатели. В ведомстве нам ответили, что Узбекистан — член Всемирной туристической организации, и с 2012 года статистику составляют по рекомендательным актам ЮНВТО и методологии этой организации.

Количество туристов считают по данным Государственного таможенного комитета на основе заполненных въезжающими туристами таможенных деклараций.

В чем проблема?

Весь подвох в том, что отразить объективную картину по конкретно иностранным туристам в Узбекистане сложно. Наши чиновники озвучивают миллионные цифры, давая статистику, и такие цифры действительно могут быть. Въезды фиксируются, но считают не людей, а прибытие. И в этом суть этих цифр: приезжать можно на день, пересекая, например, границу с Казахстаном, завершив дела, ехать обратно. То есть человек с такой целью — явно не турист, но по данным Госкомтуризма и Госкомстата, он входит в те два миллиона.

Решить эту сложность можно, опираясь на заполненные миграционные карты и устный опрос, где можно узнать, сколько из приезжающих действительно туристы. Например, рабочие делегации, вероятнее всего, не успеют увидеть туристические объекты, но их приравнивают к общему количеству въезжающих. Именно такую систему подсчетов туристов и использует ЮНВТО — исходя из цели прибытия. Несмотря на то, что мы пользуемся ее методологией, наша проблема заключается в том, что мы допускаем ошибку на границе, когда считаем исключительно въезды. Еще один недостаток учета данных пограничников в том, что человек может несколько раз за день пересечь границу, и это будет засчитано за несколько прибытий.

Тут же уместна еще одна цитата Госкомтуризма. По их словам, что в новым указе президента и в постановлении Кабмина сказано, что с 1 января 2018 года таможенные декларации будут заполняться только при наличии декларируемых товаров, в связи с чем внедряется механизм учета иностранных туристов на границе, то есть на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах и т. д. Такая пограничная статистика прибытий ведется в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, на Кипре, в Австралии, Сингапуре, Турции, Индии, на внешних границах стран Евросоюза. То есть статистика за 2018 год уже должна быть реальной, где будут точные показатели конкретно об иностранных туристах.

Как оценивают наш туристический потенциал?

В исследовании ЮНВТО о туристическом потенциале Узбекистана за 2014 год сказано, что за пять лет (2009—2013) поток туристов увеличился с 1,2 миллиона до двух. В основном они едут из соседних стран СНГ и приезжают навестить друзей и родных — это 40,5 процента от общего числа. Ведущей страной, направляющей туристов в Узбекистан, считалась Россия — 18,2 процента, следом Турция — 11,9, а затем Индия — 10,4 процента. Из Европы это Германия — 5,1 процента, из Азиатско-Тихоокеанского региона Республика Корея — 7,7 процента.

ЮНВТО проводил опрос в 2014 году. Большинство туристов опрашивали в Бухаре — 51 процент и в других популярных турнаправлениях: в Самарканде — 24 процента, Ташкенте — 20 процентов, Хиве — 5 процентов. В результате отметили, что 74 процента всех опрошенных иностранных туристов приехали в Узбекистан впервые. 

Узбекистан подписал с ЮНВТО меморандум о взаимопонимании, согласно которому эксперты ЮНВТО должны были приехать в Узбекистан в первом квартале 2018 года, чтобы внедрить систему вспомогательного подсчета туризма. Они также должны были провести семинары-тренинги для специалистов в области ведения статистики. 

Как считают туристов соседи?

Еще в 2014 году пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сказала, что, по методологии Всемирной туристической организации, туристом считается каждый иностранец, который въехал в страну. Хотя, например, людей, которые приехали в Россию работать, например, гастарбайтеров из соседних стран, сложно назвать туристами. Они не живут в гостиницах, не ходят в музеи, не покупают сувениры, то есть не тратят деньги на свое удовольствие.

Еще в 2014 году Росстат утвердил «Официальную статистическую методологию оценки числа въездных и выездных туристических поездок». Для того чтобы оценить реальный потенциал и вывести статистику, Россия будет использовать свободную информацию Пограничной службы ФСБ и Федеральной миграционной службы. Минобрнауки России также будет давать данные о численности иностранных студентов, обучающихся в России, а Организация экономического сотрудничества и развития — о российских учащихся за рубежом.

Такой подсчет считается наиболее эффективным, потому что туристические потоки измеряются не количеством туристов, а количеством поездок. Поэтому рациональнее вести такой статистический учет по данным Пограничной службы, поскольку этот орган фиксирует все прибытия и отправления. Наиболее объективная статистика даст возможность лучше понимать потенциал страны и делать прогнозы.

Что мы имеем на выходе?

Туристический потенциал Узбекистана представляют в разных странах мира. Мы уже подписали меморандум с ЮНВТО, который будет учить нас объективнее составлять статистику. С 2018 года запустилась система, по которой туристов будут считать по людям, а не просто по прибытиям. И когда эта методика даст результаты, а не «сногсшибательные» цифры, в которые сложно поверить, мы сможем говорить, что потенциал растет.

Большое количество туристов развивает рынок — больше частников хотят заниматься бизнесом в этой сфере. Вклад туризма в мировой ВВП достигает сегодня 10 процентов: туризм создает 290 миллионов рабочих мест. Если в Узбекистане будут отображаться реальные цифры по туристам, то предприниматели захотят в это вкладываться активнее, и экономика страны станет сильнее.

Новости по теме