20:14 / 03.05.2018
8663

«Экономические убийцы» Узбекистана: «Узагроэкспорт» vs бизнеса и простого народа

Как сообщалось ранее, в Узбекистане наблюдаются проблемы экспорта фруктов и овощей. Наши корреспонденты в Ферганской области доказали это в ходе своего репортажа. Ну что же все-таки происходит?

Про компанию

Согласно данным компании, акционерное общество (АО) «Узагроэкспорт» является внешнеторговой компанией по экспорту свежей и переработанной плодоовощной продукции. Компания была создана по постановлению президента №2515 от 7 апреля 2016 года и входит в состав холдинговой компании «Узбекозиковкатхолдинг».

Компания также осуществляет экспортные поставки свежей и переработанной плодоовощной продукции на основе прямых экспортных контрактов с иностранными партнерами, а также по договорам комиссии, заключенным с фермерскими и дехканскими хозяйствами, агрофирмами и перерабатывающими предприятиями. 

Основная деятельность АО «Узагроэкспорт» направлена на увеличение объемов и расширение ассортимента, а также географии экспорта востребованной на внешних рынках конкурентоспособной свежей и переработанной плодоовощной продукции Узбекистана.

Ценообразование

Почему-то вдруг решили, что именно эта компания будет определять цены на фрукты и овощи, а не рыночные отношения и бизнес.

В июне 2016 года Кабинет Министров принимает постановление.

В постановлении пишется:

Экспортные контракты заключаются на основе рыночных цен, формирующихся на основе спроса и предложения, с учетом средневзвешенных цен, складывающихся по итогам ярмарочных торгов Международной плодоовощной ярмарки, постоянно действующей плодоовощной площадки, исходя из конъюнктуры цен на мировых рынках.

АО «Узагроэкспорт» еженедельно публикуется информация об уровне экспортных цен на плодоовощную продукцию в средствах массовой информации и на его официальном веб-сайте.

При этом экспортные контракты заключаются по ценам не ниже цен, опубликованных в АО «Узагроэкспорт»е на день заключения контракта.

Цены указаны на данном каталоге:

Далее идет перечень цен на фрукты и овощи. Как отмечалось ранее, ниже установленной цены продавать нельзя. 

Вот вам простой пример:

Теперь представьте, что вы бизнесмен. Живете в Ферганской долине и многие ваши знакомые занимаются сельским хозяйством и выращивают арбузы.

В Казахстане работают ваши партнеры, которые намерены приобрести у вас 2 тыс. тонн арбуза.

Проблема №1

Вы должны договариваться не ниже цены указанной в таблице «Узагроэкспорт»а, то есть за тонну арбуза вы должны потребовать (!), как минимум 600 долларов США. Соответственно, ваши партнеры скажут вам, что это дорого и предложат за тонну 550 долларов.

Проблема №2

Как продать? Вы все подсчитали, даже попросили своего друга, экономиста, помочь вам. Если продать тонну арбуза за 550 долларов США, то это норма. Потому что каждая тонна обошлась вам на 520 долларов, значит от каждой тонны вам останется по 30 долларов.

Проблема №3

Все в порядке, но что делать дальше? Клиенты есть, они готовы сделать 100% предоплату, арбузы готовы к отправке, дехканам за арбузы заплатили, но вот ценовая политика «Узагроэкспорт»а подводить.

Результат

Вы не можете продать тонну арбуза за 550 долларов США своим казахским партнерам, только потому что «Узагроэкспорт» считает, что ниже 600 долларов нельзя продавать.

Разве это не экономические убийцы? Об этом писал Джон Перкинс. Хотя он писал о том, как одна страна ведет экономическую борьбу с другой, а не со своим народом.

Следующая проблема

В декабре 2017 года, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации России по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский сообщил, что Узбекистан лишает себя 60% российского рынка плодоовощной продукции, отдавая преференции отдельным торговым сетям.

В августе 2016 года, правительство Узбекистана утвердило перечень из шести российских ритейлеров, которым специализированная внешнеторговая компания «Узагроэкспорт» может экспортировать плодоовощную продукцию без предварительной оплаты, открытия подтвержденного банковского аккредитива, либо оформления гарантии первоклассного иностранного банка. В перечень включены АО «Тандер» (розничная сеть «Магнит»), X5 Retail Group, ГК «Холидей», а также сети магазинов «Мария-Ра», «Монетка» и «Челны-хлеб».

«Я считаю, что Узбекистан при этом теряет 60% рынка в Российской Федерации, потому что у них есть приоритет торговым сетям. Здесь стратегическая ошибка Узбекистана, отсечение очень важных покупателей», — сказал Лисовский на круглом столе в Ташкенте по российско-узбекскому экономическому сотрудничеству.

Фото: Tengrinews

По его словам, плодоовощная продукция из Узбекистана более востребована категорией «бизнес плюс» - оптовиками, малыми и средними магазинами, рыночными структурами.

Сенатор считает, что необходимо создать равные условия для всех потенциальных покупателей овощей и фруктов из России.

И самая большая проблема для простого народа

Когда наши экспортеры начнут покупать овощи и фрукты по установленным ценам «Узагроэкспорт»а, конечно же цены на рынках взлетят.

Что выгоднее дехканину: продать килограмм вишни вам за 4-5 тыс. сумов или экспортеру за 8-10 тыс. сумов?

О простом народе в «Узагроэкспорт»е вроде бы вообще позабыли.

При этом появляются сомнения, что кто-то под предлогом акционерного общества, хочет монополизировать всю систему экспорта фруктов и овощей.

Хотя, у них ничего не получается. Найдите себе хотя бы нормального финансиста, экономиста и юриста, чтобы всем было легче, и никто не жаловался. Такие цены, такие условия…

Весь мир сражается в невидимой «экономической» войне, все пытаются защищать свои национальные интересы, а наши «экономические убийцы» тянут нашу страну в пропасть. Как-то нелогично, согласитесь?

В целом наварили кашу. При этом выход только один. Верните все на свои места. Бизнесмены сами договорятся, самостоятельно решат свои проблемы и будут экспортировать.

Просто оставьте их в покое!

Независимый эксперт Kun.uz

Улугбек Акбаров

Top